Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И. А. Бунина»Кавказ», М. Горького»Челкаш»
В русской художественной литературе редки произведения, в которых отсутствует пейзаж. Изображение картин живой и неживой природы помогает автору создать определенное настроение, передать душевное состояние героя, раскрыть замысел произведения. Например, в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» повествование четко делится на два эпизода: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Этот случай круто изменил жизнь рассказчика Ивана Васильевича. Описания двух событий резко противопоставлены друг другу.
Красота, прелесть Вареньки — и страдания доведенного до нечеловеческого страдания беглого солдата Контрастны ощущения героя. На балу понятия «любовь» и «счастье» определяют все, но после утреннего впечатления светлые чувства сменяются «тоской» и «ужасом». Весь этот важный для рассказчика день его сопровождает музыка .
И после бала звуки флейты и барабана сопровождают наказание татарина это была какая-то другая жестокая, нехорошая музыка»). Ключевой теме творчества И. А. Бунина — любви — посвящен рассказ «Кавказ». В нем повествуется о запретной любви молодого человека и замужней женщины. Влюбленные решили тайно уехать на несколько недель из столицы к теплому морю.
В этом небольшом произведении почти нет реплик, чувства героев передаются через пейзажные зарисовки. Контрастны описания промозглой осенней Москвы и экзотических картин Кавказа. «В Москве шли холодные дожди,… было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих…. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода». В этом отрывке внутреннее состояние героя сливается с московским ненастьем. Кавказ же встретил «беглецов» богатством красок и звуков.
Природа не может чувствовать, она безмолвно прекрасна. Человек же вдыхает в нее свое настроение. Достаточно сравнить Кавказ в воспоминаниях рассказчика, когда он был одинок , и прекрасный, фантастический Кавказ сегодня, когда рядом любимая женщина .
Такой удивительно поэтичной, сказочной делают природу страстные чувства героев. Теме «маленького человека», «босяку» посвящен рассказ «Челкаш» М. Горького . Начинается он с развернутого описания пристани большого портового города: грохот машин, металлический скрежет, тяжелые пароходы-гиганты. «Все дышит модными звуками гимна Меркурию» — богу торговли. Могучая морская стихия укрощена металлом Люди стали рабами созданных ими орудий обогащения, они «смешны и жалки», «ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами…».
Этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека. Таким образом, пейзажи в художественном произведении помогают глубоко проникнуть в душу героев и их переживания, лучше понять идейный замысел автора.
Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И. А. Бунина»Кавказ», М. Горького»Челкаш»