Роль семьи в духовно — нравственном воспитании личности
«Основа для счастья и гармонии — это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего. Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит». Академик Н. В. Федоров Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе.
Духовно — нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью.
Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно — нравственном воспитании личности. Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители — самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для ребенка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.
Семья дает ребенку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец.
Его мы чаще всего называем не иначе, как «кормилец семьи». А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Значительный вклад семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки.
Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. Недаром известные пословицы проповедуют привязанность к родству. «Своего добивайся, рода не чуждайся», «Краса дома — родные», «Согласие в доме — покой в семье». По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли.
Человек рождается, часто родители дают ребенку имя в честь кого-нибудь из членов семьи. И наш класс не исключение: Сергея назвали в честь отца, а Надежду — в честь бабушки. Мы с ребятами исследовали и собственные фамилии, «фамилия»- от лат. яз. означает «наследственное», семейное имя, переходящее от родителей к детям. Фамильное сходство, фамильные традиции, фамильные драгоценности. Фамилия достается нам от отца, а к отцу перешла от деда, к деду — от прадеда.
Фамильная честь обязывает помнить твердо, чей ты сын и чей ты внук. Глубокое и четкое осознание своих корней — это мощный дисциплинирующий, сдерживающий фактор, заставляющий действовать по принципу: «Я не могу совершить поступка, который позорит семью, ложится на нее пятном». У нас в классе имеются семейные династии, когда представители одной семьи занимаются одним делом, передавая свое мастерство из поколения в поколение. Родные Сережи — потомственные кулинары.
В каждом доме, где по давней традиции бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о дедах и прадедах. Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. При анкетировании у нас в 5 классе девочка самой большой обидой указала на грубость матери, когда ей было 5 лет. И спустя 7 лет она помнит нечаянную обиду, нанесенную мамой.
Не исключено, что этот эпизод положил начало недоверию и глубокой трещине в отношениях матери и дочери. Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы — вот условия духовного воспитания в семье.
Роль семьи в духовно — нравственном воспитании личности