Роль внеклассных занятий в изучении литературы
По данным социологических исследований, чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой наших современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы они перестали читать художественную литературу.
К сожалению, домашняя библиотека перестала быть предметом гордости. Ушли в прошлое горячие споры о новинках литературы, очереди за подписными изданиями и другие формы проявления массового интереса к чтению. В это непростое время на плечи учителя литературы ложится нелегкая задача восполнить значительные пробелы в духовном развитии личности школьника, что возможно только при том условии, когда процесс общения с литературой будет носить непрерывный характер, то есть не только на уроке, но и вне его.
К сожалению, в последние годы из-за перенасыщенности программ по литературе текстами учителю почти не оставалось времени думать о том, как «слово наше отзовется», пробуждать «чувства добрые».
Увеличение количества произведений в программах, уменьшение времени на изучение предмета и привело к тому, что учащиеся не живут литературой, а «проходят» литературу, то есть проходят мимо нее. Немало способствовало этому огромное количество кратких пересказов произведений и готовых сочинений на книжном рынке. Ведь на самом деле сказанное писателем и сказанное о нем довольно часто лежит в непересекающихся плоскостях, но современные школьники об этом даже не подозревают.
Меняется и восприятие учащимися классики.
Сам термин «положительный герой» воспринимается ими порой весьма скептически. Оценка героя осуществляется с позиции сегодняшнего дня и очень категорично. Сложившиеся в нашем сознании стереотипы восприятия классики сейчас меняются.
Так, в прошлом учебном году одна из моих учениц на уроке по изучению комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» безапелляционно сказала о том, что «Софье не за что было любить Чацкого, ведь он уехал на три года и не написал ей ни одного письма, а Молча-лин всегда рядом — и цветы подарит, и слова ласковые скажет, и вздохнет».
Такая позиция говорит о низкой культуре восприятия художественного произведения, когда герой воспринимается вне времени и окружающего его пространства. Подобных примеров можно было бы привести немало, и свидетельствуют они о низком уровне общекультурного и литературного развития учащихся. Кроме того, у школьников недостаточно сформированы библиографические умения и навыки, довольно низок уровень эстетических потребностей и интересов.
Все это говорит о том, что задачи общекультурного и литературного развития школьников являются определяющими не только для уроков литературы. Значительную роль в их решении играет внеклассная и внешкольная работа по предмету. Она дает возможность расширить диапазон общения учащихся с литературой и с миром искусства вообще, создает условия для более глубокого и тонкого освоения художественного произведения и постижения его культурологического контекста.
Внеклассная работа является одним из наиболее важных источников многообразных художественных впечатлений учащихся: читательских, музыкальных, театральных. Здесь учащиеся могут проявить себя и в собственном литературном творчестве, увидеть свой творческий потенциал, способности в художественно-исполнительской и творческой деятельности.
Однако какие бы формы работы ни использовались, главным остается формирование у школьников особо трепетного отношения к книге. Это одна из наиболее актуальных проблем внеклассной и внешкольной работы по литературе, ведь сегодня телевидение, интернет, кино потеснили чтение и книгу как таковую. В связи с этим возникают несколько другие акценты в самом содержании внеурочной деятельности по литературе.
Изучение книги, истории ее возникновения, книгопечатания, издательского дела, оформления книги, ее роли на разных этапах становления человеческого общества сегодня должно стать одним из важных направлений внеклассной работы с учащимися, оказать непосредственное влияние на их литературное и общекультурное развитие.
Особый интерес у современных школьников вызывают не только традиционные встречи с писателями и поэтами, но и с редакторами, корректорами, издателями книг, оформителями, организаторами книжных выставок, ярмарок, создателями рекламы книги и т. д. Специального разговора в этом ключе заслуживает обращение к литературе зарубежной, которая издается в нашей стране. Тем более, что из уроков литературы школьники уже имеют представление об оригинальной и переводной литературе.
Именно во внеклассной работе учащимся предоставляются более широкие возможности для знакомства с различными переводческими школами, с личностью самого переводчика, его творческой лабораторией и, наконец, попробовать собственные силы в роли переводчика, иллюстратора, оформителя книги.
Одним из продуктивных направлений внеклассной и внешкольной работы, способствующих литературному и общекультурному развитию детей, формированию их духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и гражданственности, является обращение к устному народному творчеству как к истоку культуры, литературы, искусства. Широкие возможности в этом плане предоставляет работа кружков и факультативов по изучению различных жанров фольклора, подготовка и участие детей в различных фольклорных праздниках, обрядах, изучение фольклора родного края и т. д.
Особо следует сказать о краеведческой работе по литературе как важнейшем компоненте внешкольной деятельности. Поскольку в современных программах нет раздела по изучению литературы родного края то учитель должен найти возможность вне урока знакомить учащихся с этими материалами. Его изучение — один из эффективных способов общекультурного развития школьников и решения ряда воспитательных проблем.
Литературное краеведение обращено к изучению литературной жизни родного края, знакомству с образом «малой родины» в произведениях писателей классиков.
Одним из направлений общекультурного развития учащихся во внеклассной работе является использование различных видов искусств. Учащимся важно показать, как соотносится язык этих видов искусств с языком литературы и какую роль играют знания по искусству в литературном и культурном развитии человека, дать учащимся представление о связи того или иного писателя, поэта с миром искусства, раскрыть его отношение к музыке, живописи, театру, кино, ведь на уроке для этого всегда недостает времени.
Широкие методические возможности открываются в процессе сравнительного анализа произведений разных видов искусств, что дает возможность сопоставить словесные, изобразительные, музыкальные образы, показать найденные представителями разных видов искусств решения внешне одинаковых общественно-политических, нравственно-психологических и эстетических проблем.
Одним из важнейших направлений внеклассной работы по литературе является литературное и художественно-творческое развитие личности школьника. И здесь могут помочь различные объединения школьников: литературные клубы, студии, творческие кружки, группы, литературные мастерские, встречи с поэтами, писателями, участие в конкурсах и фестивалях.
Необходимо отметить также, что система внеклассной и внешкольной деятельности учащихся по изучению зарубежной литературы находится пока еще в стадии становления. Вместе с тем вполне очевидным является то. что ее главной задачей в настоящее время должно стать литературное и общекультурное развитие учащихся.
Роль внеклассных занятий в изучении литературы