• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Роль художественной детали в рассказах Чехова

 

Роль художественной детали в рассказах Чехова

А. П. Чехов по праву считается мастером малого жанра — короткого рассказа, новеллы миниатюры. Как никто другой, он умеет вложить в минимум текста максимум информации и нравственный урок для своих читателей. Так как в небольшом по объему рассказе невозможны пространные описания, портретные характеристики и внутренние монологи, то на первый план в его произведениях выступает план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку: буквально одна черта во внешности или поведении героя может сказать нам все о человеке. По отдельной детали писатель воссоздает целое. Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Смерть чиновника». Его главный герой — мелкий чиновник Червяков. В театре, случайно чихнув, он обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это так поразило Червякова, благоговевшего и одновременно трясшегося от страха перед высоким чином, что он несколько раз подходил извиняться перед Бризжаловым.

Тот сначала благосклонно принимал извинения Червякова, но в итоге, доведенный до исступления его назойливостью, выгнал чиновника вон. Червяков думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Его убивает страх перед вышестоящим чином. Одна деталь в последней фразе рассказа дает нам полную характеристику героя: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер». Автор замечает, что герой умирает, не сняв вицмундира: эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Одним штрихом к портрету своего героя гениальному писателю удается обличить рабскую психологию, страсть к пресмыкательству перед вышестоящим чином.

В рассказе «Дама с собачкой» деталь образно демонстрирует нам изменения в состоянии главной героини, Анны Сергеевны.

Она приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа — человека, которого она не любила и не уважала. Там она познакомилась с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того мира, откуда пытается бежать героиня, является лорнетка. Не случайно перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее: она готова изменить свою жизнь, это начало попытки ее «бегства» от мужа — «лакея», от беспросветной тоскливой жизни в провинциальном городе. Но позже в театре города С. Дмитрий Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках: ее попытка «бегства» не удалась.

Характер Беликова, «человека в футляре», полностью определяется теми предметами, которыми он себя окружил: все вещи у него были упакованы в чехлах и футлярчиках. Он и сам стремился окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от всего неизвестного, нового и неопределенного, что скрывала в себе жизнь. Беликов всю жизнь чего то опасался, его пугала сама жизнь, и счастливым он стал только после смерти: он попал в футляр, из которого ему больше никогда не надо будет выходить.

Вицмундир Червякова, лорнетка Анны Сергеевны, зонт и калоши Беликова говорят нам о характерах и психологическом состоянии героев рассказов Чехова точнее и образнее, чем этого можно было достичь с помощью пространных описаний их поведения, внешности и образа мысли.

В драматургии Чехова, так же как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали, хотя его пьесы и кажутся на первый взгляд странными, перегруженными мелочами. Любая реплика, авторская ремарка, помимо прямого значения, служит для создания общего подтекста. Например, героиня пьесы «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском. Эта деталь свидетельствует о полном отсутствии вкуса и одновременно о душевных качествах героини. Огромную смысловую нагрузку детали несут и в пьесе «Вишневый сад». Звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы важны как для раскрытия характеров персонажей, так и для развития действия пьесы.

Чехов, великий художник слова, гениальный писатель и драматург, считал, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем действии оно обязательно должно выстрелить. А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности.

В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации человека, — рассказ «Ионыч». Проанализировав его, можно попытаться ответить на вопрос: что же приводит человека к нравственному опустошению и погружению в мир пошлости и обывательщины? Среда, которая окружает человека и давит на него, или же его личные качества?

Перед нами — четыре этапа жизни героя. На первом этапе Старцев еще полон сил и энергии, увлечен работой, чуток к простым людям, которых лечит. В город он ходил «пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было) и все время напевал». На втором этапе Старцев охладел к своей деятельности, перестал вкладывать в нее всю свою душу и силы.

У него уже нет того энтузиазма и бескорыстия в работе, он располнел, «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке». На третьем этапе его внимание поглощает большая частная практика, приносящая материальное удовлетворение. «Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами». На четвертом этапе жизнь Старцева окончательно опустошена и обеднена. Высокие идеалы молодости исчезли в никуда, их место заняла страсть к приобретательству и накоплению. Интерес к людям, стремление приносить им пользу выродились в полную бесчувственность и крайний эгоизм. «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Нереализованные идеи о служении высоким идеалам заменились успешным служением «золотому тельцу». Тягостное впечатление от этого удваивается у читателя благодаря разительному сходству кучера со своим хозяином: мы видим не одну, а сразу две «мертвые души», жертвы духовной деградации личности.

С человеком, ограничившим свои потребности только достижением материальных благ, происходит процесс постепенного обнищания души, ослабления воли, потери жизненной позиции и здоровой человеческой активности. Чехов негодует и протестует против такого назначения человека. Просто быть сытым — этого человеку мало для счастья. Должна же быть какая то высшая цель. Человек должен оправдывать свое предназначение, а не бесцельно прозябать, пеняя на окружающий мир.

Не «среда заела», говорит нам писатель, а человек не пытается бороться с ее влиянием! Рассказом «Ионыч» Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать свои идеалы и любовь, беречь в себе человека.



Роль художественной детали в рассказах Чехова

Другие сочинения по теме:

  1. Роль художественной детали в романе «Обломов» Обломов Гончаров И. А Роль художественной детали в романе «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая...
  2. Какой внутренний мир человека в рассказах Чехова? После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому,...
  3. Основная черта художественной манеры Чехова Относительно «большие» вещи Чехова — например, «Степь» — часто представляют собой не что иное, как собрание отдельных сцен, объединенных только...
  4. Тема Любови в художественной концепции Чехова Любовь в жизни Чехова — тема, которая вряд ли когда-нибудь будет до конца исследована, описана, прокомментирована. Чехов останется для нас...
  5. Проблема личности в рассказах Антона Чехова Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которое автор...
  6. Способы осмеяния пороков в рассказах А. П. Чехова Рассказы А. П. Чехова читать очень интересно: внимание писателя останавливается не на том, что ясно и очевидно, а на том,...
  7. Обыкновенное изображение обыкновенной жизни в рассказах Чехова Восьмидесятые годы XIX века эпоха «безвременья» в России, застоя в общественной жизни, политической реакции. В такой сложной ситуации А. П....
  8. Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова Сочинения по литературе: Проблема счастья в рассказах А. П. Чехова В моем сочинении я покажу, как проблема счастья поставлена в...
  9. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова — духовные рабы общества, лишенного высших...
  10. О смысле жизни, назначении человека в рассказах Чехова В повести «Степь» описание необъятных степных просторов родины вызывает ощущение грядущих перемен, обновления жизни: «…во всем, что видишь и слышишь,...
  11. Тема «футлярности» человека в рассказах Чехова М. Горький писал Чехову: «Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ,...
  12. Смешное и страшное в рассказе Антона Чехова «Хамелеон» Русский писатель, в творческом заделе которого есть рассказы, повести, водевили, драмы. Чехов считается непревзойденным мастером «малого жанра». В период увлечения...
  13. Краткая хроника жизни и творчества А. П. Чехова 1860, 17 января В Таганроге родился Антон Павлович Чехов. 1868-1879 Учеба в Таганрогской классической гимназии. 1879 Переезд в Москву. 1880...
  14. Сочинение о «минутах роковых» в произведении Чехова «Невеста» Всем известно, как одна небольшая художественная деталь может преобразить литературное (и не только литературное) произведение, придать ему особое обаяние. Входят...
  15. Функции детали в романах Стендаля Один из наиболее общих моментов в конструкции буржуазного реалистического романа почти на всем протяжении его истории от Сервантеса через Филдинга,...
  16. Новаторство драматургии Чехова Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. В 1876 году отец Чехова разорился...
  17. Высмеивание подхалимства в рассказе А. Чехова «Толстый и тонкий». 7 класс Гениальный русский писатель-новеллист А. Чехов на нескольких страницах короткого рассказа нарисовал картину целого социального явления. Уже первые художественные детали-запахи дают...
  18. Новаторство Чехова-Драматурга. 2 вариант Сочинение на тему произведения пьесы «Чайка». Известный русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов обращался в своих произведениях к разным...
  19. Торжество науки над фантазией в художественной литературе На протяжении ХІХ ст. художники минимизировали эстетику и стремились строить художественные произведения почти полностью на изображении реальности. В этом смысле...
  20. Тема: Новаторство Чехова-драматурга (на примере пьесы «Вишневый сад») Новаторство в литературе — это разрушение канонов, воспринимаемых в определенный момент как норма. Отступление от канонов диктуется особенностями того жизненного...
« Когда было написано «Слово о полку Игореве»
Трагедии и драмы Михаила Старицкого »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения