• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Ролевая игра на уроках литературы в старших классах

 

Ролевая игра на уроках литературы в старших классах

Ролевая игра — самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников «круглого стола» , «телепередача» с участием «литературного обозревателя», «режиссера фильма» по данному произведению и даже… «писателя» и многое другое.

I. Несколько ролевых игр мы провели по «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Такая форма работы очень привлекла ребят.
1. Юрьев день

Урок начинается с поэтического эпиграфа — отрывка из вступления к поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

В каком году — рассчитывай, В какой земле — угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…

А у нас на перекрестке дорог встретились несколько семей. Представили, что в начало XIX века вернулся Юрьев день. И теперь каждая из этих семей бежит от одного помещика к другому.

Встретившись, крепостные крестьяне делятся планами, рассказывают друг другу о своих бедах. Подойдем к одному «костру»…

У «костра» крестьянская семья: муж Еремей, жена Антипьевна, дочка Олюшка. Они рассказывают, что пережили у Плюшкина и почему собрались к Коробочке, узнав о ней от кума. Услышав знакомое имя, к ним подходят сбежавшие от Коробочки и объясняют, почему они это сделали.

Разговор переходит от «костра» к «костру». Крестьянские семьи рассказывают обо всех помещиках, изображенных в поэме Гоголя.

Для подготовки к уроку учащиеся заранее получили задание объединиться в «семьи», выбрать помещика, от которого необходимо сбежать, и нового владельца, к которому они хотели бы попасть.

Весь ход урока, спор «крестьян», переходящий в возмущенный шум, заставляет ребят в какой-то момент сделать вывод: бежать-то некуда! И учитель просит определить идею урока. В классе обязательно находится ученик, которого озаряет: «мертвые души».

И такие ограниченные, нравственно несостоятельные, бездуховные помещики — господствующий класс России, обладающий властью и самым большим достоянием страны — крестьянами и землей.

Предложенная игра позволяет сделать урок динамичным и интересным. В нетрадиционной форме мы обсуждаем приемы гоголевской типизации, которые в конце урока можно записать в тетрадь.

2. Обмен передовым опытом

Перед уроком школьники получили задание: выбрать роль чиновника начала XIX века или чиновника XX века. При этом чиновники конца XX века должны были подготовить вопросы , чтобы адресовать их представителям своего сословия прошлого века .

По очереди начали задавать вопросы. Например, о том, как замаскировать акт взяточничества ; как завоевать благосклонность начальника; как получить оклад повыше… Чиновники XIX века, используя содержание поэмы Гоголя, с готовностью отвечают, рассказывают, как надо решать эти проблемы. Но вот наступает затруднение: вопросы начинают выходить за рамки произведения. «Мне хочется поработать за границей, получать две зарплаты, на машину денег накопить.

Как это сделать?»; «А я хочу квартиру получить вне очереди! Кто и как может помочь?»…

Чиновники из «Мертвых душ» не имеют такого опыта, а современные чиновники все больше активизируются: «А я иначе «убрала» начальника со своего пути», «А наш сослуживец поступил не так…»

В конце концов чиновники прошлого века возмущаются: ведь это мы им должны передавать опыт, а получается наоборот!

Учитель и добивался такой растерянности, вывода о расцвете бюрократических приемов современного чиновничества. Тем современнее становится гоголевская поэма, высмеивающая эти приемы.

3. Телемост

Урок проводился в форме телемоста с целью формирования у школьников навыков полемики: говорить можно только в микрофон и только тогда, когда ведущий его предоставит. Фактически это диспут, связанный с отношением к Чичикову.

В одну группу садятся ученики, которые обвиняют Чичикова во всем и безоговорочно. В другую — те, кто хоть в чем-то может его понять и оправдать. Роль ведущего — следить за логикой диспута, приводить доводы, которые затрудняются подобрать участники спора. Это трудная роль, поэтому до урока учитель индивидуально работает с будущим «Владимиром Познером».

Задача остальных учащихся — осознанно использовать свое знание текста поэмы.

Одна из целей урока — нестандартное видение героя, диалектический подход к оценке его характера и поведения .

II. Полемика в Шахматном клубе

В начале учебного года стало известно, что на одном из занятий в 10-м классе будут присутствовать учителя — члены педагогического общества «Эврика». Из нескольких предложенных тем и форм открытого урока ребята выбрали встречу редакций журналов 60-х годов XIX века .

По желанию учащиеся разделились на группы, каждая из которых представляла редакцию определенного журнала. Нашлись и желающие выступить в роли Некрасова, Писарева, Каткова.

В процессе подготовки к уроку при изучении взглядов журналистов десятиклассники попали в драматическую ситуацию: оказалось, что политические и эстетические взгляды сотрудников журналов менялись , что они иногда переходили из одного лагеря в другой. Однако яростно боролись друг с другом!

Мы решили отдать дань условности и показать каждый журнал в момент его высшего развития, поэтому время встречи не обозначили точной датой. Долго думали о месте встречи. В мемуарной литературе о Некрасове случайно нашли рассказ о том, что все видные литераторы встречались в Шахматном клубе Петербурга.

Решили организовать встречу в одной из комнат этого клуба.

Выбрали круг вопросов для обсуждения: революционная ситуация, романы Тургенева «Отцы и дети» и Чернышевского «Что делать?», дискуссия по поводу второго посмертного издания сочинений Пушкина. Выяснилось, что необходимо проработать обширный круг статей: «Мыслящий пролетариат», «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Пушкин и Белинский» Писарева, «Асмодей нашего времени» Антоновича, «Русские идеалы, герои и типы» Шелгунова, «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского, «Александр Сергеевич Пушкин и его сочинения» Дружинина, «Еще раз о Базарове» Тургенева, а также познакомиться с письмами Фета из деревни, эпиграммами Курочкина, карикатурами журнала «Искра».

Конечно, осилить этот материал мог только класс с углубленным изучением литературы. Трудно было готовиться и ведущему. Ведь такой урок — импровизация: неизвестно, куда пойдет спор, кто победит?

И тут мы задумались: а была ли и должна ли быть чья-то победа?

Вот к этой точке зрения школьники не привыкли. Раз спор — значит, надо прийти к общему мнению, вынести единое решение. А у нас в процессе подготовки к дискуссии выяснилось, что ни один журнал не может изменить своей точки зрения, так что ведущим надо было психологически подготовиться к спору с разными мнениями без единого решения, выработать концепцию этого спора.

Цель его определили так: дискутировали, чтобы выяснить точку зрения друг друга, увидеть в ней рациональное и это-то рациональное принять. Была еще одна не менее важная цель нашей работы: научиться слышать друг друга и в том случае, если с чужим мнением ты не согласен. Поэтому девизом спора мы выбрали слова Вольтера: «Я с тобой не согласен, но жизнь отдам, чтобы ты имел возможность высказать свои убеждения».

Один такой урок — огромная школа не только для ребят, но и для учителя. А самое главное — это урок, который ждут с нетерпением и радостью.

Ролевые игры, инсценирование повышают интерес к чтению и к уроку литературы, развивают воссоздающее воображение, помогают учащимся почувствовать атмосферу определенной исторической эпохи и войти в художественный мир изучаемого литературного произведения.



Ролевая игра на уроках литературы в старших классах

Другие сочинения по теме:

  1. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий...
  2. Считалки на уроках французского языка в младших классах THEME «Salutations. Presentations» BONJOUR NADINE Bonjour, Nadine Comment ça va? Merci, Catherine Comme ci, comme ça. MARIE ET REMI Bonjour...
  3. Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам , а классическая литература ,...
  4. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» на уроках литературы и истории С Инхронизированный курс «История-Литература-МХК» предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». На его чтение и изучение...
  5. Понимание «чужих» слов на уроках литературы Современная жизнь детей, проживающих в Украине, России и за рубежом, несмотря на все национальные, этнические и прочие различия, имеет много...
  6. Д. Хармс на уроках литературы (конспект для сочинения) Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что...
  7. Урок-игра по теме «По страницам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Цель: проверить знания учеников, развивать дух соревновательности, товарищеской поддержки, прививать интерес к чтению. Оборудование: презентация к уроку, повесть Гоголя. Методическое...
  8. Разработка урока ОРКСЭ Урок-игра «Угадай словечко» На тему «Россия — наша Родина» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 ст. Ладожской Разработка урока ОРКСЭ Урок-игра «Угадай словечко» На тему «Россия —...
  9. Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел...
  10. Украина — наш дом. Игра — путешествие в 1 классе Тема. Украина — наш Дом. Игра — путешествие в первом классе Цель:д Ать учащимся представление о школе, в которой интересно,...
  11. О занятиях по литературе в IV-V классах Одна из самых важных задач занятий по литературе в IV-V классах — обучение детей речевым умениям. Главная основа развития речи...
  12. Про Кропоткине, його старших і молодших сучасників Кропоткин народився в 1842 році — через рік після загибелі Лермонтова й через п’ять — після дуелі Пушкіна. Леву Толстому...
  13. Урок-игра по произведению И. Нечуя-Левицкого «Запорожцы» Цель: углубить некоторые страницы жизни и творчества писателя; научить учеников творчески подходить к обработке материала; закрепить знания по теории литературы...
  14. Специфіка вивчення біографії письменника в старших класах Вивчаючи життєвий і творчий шлях письменника в старших класах, необхідно враховувати знання, придбані учнями раніше, органічно вводити їх у новий...
  15. Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников Педагогическийпроект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции,...
  16. Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами....
  17. Информатика в начальных классах. Персональный компьютер Монитор — показывает нам информацию, выводит ее на экран. Клавиатура — позволяет вводить информацию в компьютер. Мышка — помогает управлять...
  18. Формирование основ логического мышления у старших дошкольников (из опыта работы) Учитывая особенности формирования и развития образно-логического мышления, как одного из компонентов логического мышления в старшем дошкольном возрасте мною было разработано...
  19. Олимпиада по русскому языку в третьих классах — скачать бесплатно Олимпиада по русскому языку в третьих классах. Помоги предложению вернуть первоначальный вид. 5 баллов — чемодан, с, мальчик, во, нашел,...
  20. «Доброта дороже богатства». Методическая разработка классного часа в 1-2 классах Цель: создание благоприятных условий для формирования уважительного отношения к людям, сочувствия, внимания к окружающим. Задачи: Обучающие: вспомнить «волшебные слова» и...
« Теория Родиона Раскольникова
Обобщающий смысл «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения