РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
«Евгений Онегин»… Читая строки романа, стараешься вообразить себе жизнь людей XIX столетие. Чем жили они, о чем думали, что их смущало? Мысленно переносишься на столичные улицы и в заснеженные села, жалеешь, что не был современником пушкинских героев. Которыми видел Александр Сергеевич Пушкина своих современников? Которой была эпоха большого гения? Формирование Пушкина как поэта происходило в эпоху становления и развития романтизма в европейской и русской литературе. Романтизм утверждал заинтересованность личностью, внутренним светом человека, освобождал от норм классицизма в художественном творчестве. Эти обстоятельства и оказывали содействие развитию одной из признаков ранней лирики Пушкина — заинтересованность личностью. Особыми были впечатление петербургского периода жизни, которые помогли поэту создать образ героя в свое время. Уже возникает тема критики аристократического общества и светского образа жизни. В посланиях «N. N. B. B. Энгельгардту» и «Всеволожскому», в «Послании к кн. Горчакова» Пушкина дает отрицательную характеристику большому миру, которая со временем будет углублена в романе «Евгений Онегин».
Возненавидев пустословие светские предписания мелкие, Его встретил и полюбил я.
Чем же опасная светская суета? Тем, что все представители светского общества есть рабами условностей. Давайте вспомним жизнь Онегина:
…Ловивши в шуме и тишине Души вздоха неясные И зевки глушивши смехом,- Так потерял он восемь лет, Так казнил свой наилучший цвет.
Все увиденное и пережитое Пушкиным в Петербурге обогатилось новыми впечатлениями и оформилось в произведение о неординарном юноше, который стал «лишним» в обществе. Кстати, жанр послания, очень распространенный в лирике лицейской и петербургской поры, есть одним из наиболее продуктивных источников формирования целого жанра — романа в стихах. Такие особенности посланий, как непринужденность разговора автора с адресатом, доверчивый тон обращения к конкретному лицу, свободный отбор слов общенародного языка приобрели дальнейшее развитие в романе «Евгений Онегин». Одним из ведущих принципов изображения в романе стало правдивое отражение характеров. Роман в стихах было задумано в то время, когда поэт находился в романтизме, но еще не пришел к понятию новых, реалистических задач художественной литературы.
В ряде лирических произведений этого периода ( «Демон») окружающая действительность воображается автору лишь в отрицательном виде. Следующий шаг будет сделано тогда, когда поэт увидит жизнь его положительных и отрицательных сторон, отважится оценивать его трезво, из реалистических позиций. И если в первых главах романа перед нами явится эгоистический индивидуалист из высшего класса, то позднее (начиная из пятой главы) автор впервые достаточно развернуто изобразит провинциальное дворянство как часть того общественного слоя, в котором проходит жизнь Онегина. Сначала провинциальное общество показано символически в фантастической ситуации (сон Татьяны). Сравнение мелкопоместного провинциального дворянства с фантастическими образами чудовищ со сна Татьяны подтверждаются отмеченным еще современниками параллелизмом в описательные гостей, которые съезжаются на именины, и чудовищ со сна. Весь дом в гаме, в тревоге; Десятки одежд и лиц, Собачий лай, писк девиц, Шум, гул, толпа на пороге, Поклоны, поцелуи, смех, Вопль кормилиц, плач малых. Рой чудовищ, соотносительных с толпой гостей, нужен был автору для создания общего впечатления о дикарстве, эгоизме, распущенности среды, в котором оказался герой произведения. И сам Онегин, как ребенок в свое время, как порождение своего общества, взыскивает на Татьяну двойное впечатление: она видит его среди чудовищ, и в тот же время он выступает ее спасателем от тех же чудовищ. Дуэль и трагизм ее завершения является своеобразным продолжением сна Татьяны и вместе с тем показателем вражеских отношений личности и общества. Автор сочувствует душевным страданиям Онегина, который стал жертвой общественной морали. Главный герой романа воспринимается мной как человек, преисполненный противоречий.
В Заключительных главах романа автор сделал новый существенный шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает ряд старинных русских городов, а потом едет на Кавказ. Онегин, этот представитель дворянского общества, считается чудаком, так как не пронимается всем тем, что интересует других молодых людей. И в тот же время откровенно противопоставить себя обществу он тоже не может. Или сплин, или самолюбия боль На этом лице? Кто он такой? Продолжительность работы О. С. Пушкина над романом «Евгений Онегин» вызванная изменением обстоятельств в стране после поражения восстания декабристов. И этот факт оправдан, ведь в реальной жизни возле с общественными изменениями происходила и изменение личности.
Итак, и главный герой романа «Евгений Онегин», и общество, в котором он жил, стало полнейшей энциклопедией русской жизни.
РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»