Роман «Евгений Онегин» «собранье пестрых глав»
Перечитав роман, мы заметили, что сам поэт указал на три особенности его художественной формы: «собранье пестрых глав», «свободный роман», роман, построенный на противоречиях. О четвертой особенности — стихотворной форме — Пушкин сказал не в романе, а в письме П. А. Вяземскому: «…я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». По конкретно-предметному содержанию роман «Евгений Онегин», действительно, является «собраньем пестрых глав». О чем только поэт не говорит на его страницах! Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития» (в момент «впервые пробудившегося общественного самосознания»).
Пушкин говорит о взаимоотношениях разных поколений внутри дворянского класса, об оторванности передовой дворянской интеллигенции от народа, о русских национальных основах жизни, об обычаях простонародной старины, о развитии русской литературы, об эволюции собственного поэтического творчества. Поэт ставит множество моральных, эстетических, философских, социально-политических проблем: любовь и дружба, «добро и зло», «плоды наук», человек в его отношениях к другим людям, к родине, к природе… На этом основании В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».
События, изображенные в романе, происходят в годы (1819 — 1825), предшествовавшие восстанию декабристов. Дописывался роман в 1829-1830 гг., после разгрома декабристского движения. И это не могло не сказаться на разрешении одной из главных проблем романа. Пушкина волнует прежде всего судьба молодого дворянского поколения.
По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» мы знаем о двух путях, по которым пошла дворянская молодежь после Отечественной войны 1812 г. Один — это путь служения народу, путь декабристов и всех тех, кто разделял их убеждения. Другой — это путь приспособления к жизни, путь личного благополучия. Но в среде дворянской образованной молодежи были и такие, которые в силу своей честности не хотели, по словам А. И. Герцена, стать на сторону правительства, а из-за отсутствия ясно осознанной общественной цели не умели стать на сторону народа. Именно в этой среде Пушкиным «тип был найден, и с тех пор каждый роман, каждая поэма имели своего Онегина, т. е. человека, осужденного на праздность, бесполезного, сбитого с пути, — человека, чужого в своей семье, не желающего делать зла и бессильного делать добро; он не делает в конце концов ничего, хотя и пробует все, за исключением, впрочем, двух вещей: во-первых, он никогда не становится на сторону правительства, и, во-вторых, он никогда не способен стать на сторону народа…»32. Трагизм положения людей этого типа и раскрыл Пушкин.
Как удалось поэту объединить «пестрые главы» в целостное поэтическое произведение? Конструктивные приемы, обеспечивающие поэтическую законченность романа,-это, во-первых, композиционный параллелизм, во-вторых, принцип противоречия, создающий динамику романа, в-третьих, стихотворный ритм и, в-четвертых, особая организация поэтической речи.
Композиционный параллелизм выступает в романе как принцип расположения «материала». Здесь уместно вспомнить организующую роль такого структурного элемента художественного произведения, как композиция. «Композиция — это дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое и поворачивалось в дополнение его мысли: она контролирует художественность во всех сочленениях и общем плане. Поэтому она не принимает обычно ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности, хотя и бывает на нее очень похожа; ее цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи». Композиция, выполняя организующую роль, распространяет свои конструктивные принципы на другие элементы произведения (сюжет, систему образов, построение отдельного образа). В «Евгении Онегине» композиционный параллелизм действует как закон расположения «материала» на всех уровнях структуры произведения: сюжетно-фабу льном, системы образов, стилистическом.
Характеризуя некоторые особенности сюжета, мы уже говорили, что в романе развиваются две параллельные фабульные (событийные) линии: Онегин — Татьяна, Ленский — Ольга. Эти линии параллельны (одинаковы) в том смысле, что любовь в обоих случаях драматична. Сюжет романа распадается на два цикла и делит произведение как бы на две части.
В первом сюжетном цикле конфликт развивается так: Татьяна впервые увидела Онегина и полюбила его; Татьяна страдает; Татьяна пишет письмо Онегину: Татьяна ждет ответа; Татьяна слушает отповедь Онегина; Татьяна страдает. Второй цикл точно повторяет первый, только герои как бы поменялись ролями: Онегин в Петербурге увидел Татьяну; Онегин полюбил Татьяну; Онегин страдает; Онегин пишет письмо Татьяне; Онегин ждет ответа; Онегин слушает отповедь Татьяны; Онегин страдает.
Наиболее глубоко и последовательно принцип контраста выдержан автором в развертывании характеров главных действующих лиц. Если рассматривать линию личной жизни героев, то можно утверждать, что это роман о невозможности счастливой любви при наличии влюбленных героев. Возможное оказывается невозможным даже там, где Пушкин то и дело пытается «развеселить воображенье картиной счастливой любви». Ленский и Ольга изображаются как герои, рожденные для любви, и читатель ждет или счастливого конца, или драмы любви. Но хотя «выстрел, разорвавший эту любовь, окажется драматическим», он не является следствием их любовной драмы.
Любовь Онегина к Татьяне удивляет читателя неожиданностью: она изображается как любовь необыкновенная, трагическая. Тогда как «уже в первой главе, где подробно описывается, как Онегин знал науку страсти нежной… читателю внушается образ Онегина, истратившего свое сердце в светском волокитстве, и с первых же строф читатель подготовлен к тому, что с Онегиным может произойти все что угодно, только не гибель от невозможной любви»36. По тому, как развиваются отношения Татьяны с Онегиным до восьмой главы, читатель боится, что погибнет от любви Татьяна. На самом же деле гибнет Онегин: «Весь конец романа… вплоть до последней строки насыщен намеками на то, что Онегин гибнет, на то, что жизнь его кончена, на то, что ему больше нечем дышать. Но где вскрывается это с потрясающей силой, так это в знаменитой сцене их нового свидания, которое было прервано внезапным звоном шпор.
Онегин гибнет в том смысле, что в прежнем направлении жизнь его продолжаться не может. Ему надо начать жить заново, ему надо возгордиться для какой-то другой жизни. В художественную задачу Пушкина не входило изобразить возродившегося героя: он хотел показать трагизм человека, не сумевшего найти себе места в жизни.
Роман «Евгений Онегин» «собранье пестрых глав»