Роман утверждается в современной прозе
Роман утверждается в современной прозе как перспективный жанр, с определившимися социально-исторической, нравственной проблематикой и структурами. Роман все более привлекает писателей, характеризуя направление их замыслов и поисков художественной формы. Ч. Айтматов, широко известный как автор повестей, обратился к роману «Буранный полустанок (И дольше века длится день)», Ю. Бондарев все более утверждается в сознании читателей как романист («Горячий снег», «Берег», «Выбор»), хотя продолжает работать над своими миниатюрами «Мгновения»; А. Ананьев в последнее десятилетие работал над романом «Годы без войны»; Ю. Трифонов, В. Богомолов «присоединились» к писателям, для которых романная форма стала необходимой. Как писал М. М. Бахтин: «Когда роман становится ведущим жанром, ведущей философской дисциплиной становится теория познания».
Однако для пройденного литературой периода все-таки характерно равноправие жанров в решении общих эстетических задач, что и предопределило специфические формы взаимодействия жанров, их тяготение к единству. Следует говорить о системе жанров, в которой накапливаются новые качества и возможности, подготавливающие выделение доминанты жанра или рода. На рубеже 80-х годов подготовлены предпосылки (содержательно-познавательные, общественные, эстетические) для более самостоятельной и ведущей роли романа в литературном процессе.
Значительный интерес представляет содержательная эволюция романного жанра в 70-е годы. Наблюдается усложненность содержания, в котором изображается множество действующих лиц во времени (чаще длительном). Пространственные рамки произведения открыты в мир, создавая представление о его панорамности. Масштабы духовной жизни и деятельности нашего современника в романе ассоциируются с объемным понятием «мир»: жизнь, земля, Вселенная, народ, а также с его конкретным смыслом — состояние без войны.
В романе Ю. Бондарева «Берег» (1975) анализируются духовные искания героя — писателя Никитина, жизненный и нравственный опыт которого дает ему право оценивать прошлое и настоящее, судить своих противников при свете памяти. Мир, построенный на земле, обильно политой кровью в недавней войне, противоречив, сохраняет полюса систем и образов жизни. Никитин, приехавший в Гамбург для участия в дискуссии, остро ощущает это противостояние систем, переходящее в борьбу взглядов, идеологий и жизненных позиций.
Поиск истины стал целью творчества писателя Никитина и смыслом жизни. Как понимать счастье и есть ли оно? Что соединяет человека с людьми и миром? Как избежать одиночества? Тяжелые утраты в прошлом не погасили интереса Никитина к жизни и его любопытства к окружающему. Опыт жизни и перенесенные страдания формируют миропонимание героя и его представления о счастье. В нем признание необходимости деятельного участия в судьбах людей: «Нет, это была не любовь к жене, было большее, была жгучая родственность, соединение, понимание, выше которого ничего не могло быть».
Никитин обостренно замечает приметы зла, недоброжелательности, жестокости. Истоки драматичного восприятия героем действительности показаны убедительно: они в трудной личной судьбе, в особенностях индивидуального, психологического склада характера — ранимого, с обостренным чувством справедливости, своеобразным рыцарством во всем. И в писательстве своем Никитин проявляет собственную натуру — эмоциональную, отзывчивую на все доброе и впечатлительную. Поэтому Никитин остается верным всю жизнь солдатской дружбе, ненависти к злу, к душевной грубости и самодовольству, к бессмысленной жестокости, убивающей радость жизни. Как будто оголенным сердцем он воспринимает чужую боль, несправедливость, испытывая чувство отчаяния даже при мысли о соучастии в убийстве веселых, озорных белок — «нарушил равновесие прекрасного мира, как если бы ты убил ту ночь, студеный запах воды, костер, погасил звезды, сжег тайгу — великую хрупкую целесообразность земли».
Мотив духовного единения людей мощно звучит в романе, бескомпромиссно разоблачающем лицемерие, ложь, словесную эквилибристику опустошенных людей, потребительство, равнодушие и самодовольство. Берег — символ прочности бытия и надежд, духовной стойкости, внутренней гармонии и целесообразности в мире. Пафос книги Ю. Бондарева в утверждении истинных ценностей, естественных для человека, — любви, дружбы, верности долгу, привязанности к отчему дому.
Полнота и объемность содержания достигаются строгой организацией всего материала, смелым решением композиционных задач: предельно уплотняются события войны и мира, сконцентрированные в эпизоде дискуссии советских писателей, приехавших в Гамбург, с немецкой интеллигенцией; «пространственная глубина» и ощущение времени создают точно очерченную ситуацию — историческую и современную, в пределах которой раскрываются характеры и судьбы. Ю. Бондарев пишет: «История подчас высекает на камне равно добро и зло, но добро все-таки долговечнее. Если мы утверждаем это, то опять же приходим к главному — к нетленной проблеме человечности, к категории добра, которое пытается сделать мир благороднее, нравственнее, мягче, объединяя, а не разъединяя людей…»
В романе «Выбор» (1980) развивается концепция творческой личности, когорая рисуется в драматических отношениях с окружающими людьми и противоречивых исканиях смысла собственной деятельности и цели искусства. В этом романе более широко представлены и анализируются духовная жизнь современного общества. Через весь роман, организуя его содержание, проходит тема нравственного выбора, который осуществляется каждым действующим лицом. Судьбы главных героев — Васильева и Рамзина — прослеживаются от юности до их последней встречи, в которой драматически раскрылись и разрешились их противоречия.
Роман утверждается в современной прозе