Романтика путешествия в романе Стивенсона «Остров сокровищ»
Архетип путешествия есть одним из наиболее характерных для приключенческой литературы. Так, например, рассмотрим с этой точки зрения роман Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Подросток Джим отправляется как юнга в путешествие на корабле, которые плывет на остров в поисках сокровищ. Мы можем выделить три мира, из-за которых проходит герой за время действия в романе. Дом (корчма «Адмирал Бенбоу»). Это мир будничности, где почти ничего не случается: «Отец ответил, что, к сожалению, народа здесь бывает очень мало». Джим охотно оставляет мир дома, так как его влекут приключения: «Я простился с матерью, с бухтой, возле которой родился, с милым старым «Адмиралом Бенбоу». Хотя выкрашенный, он уже не казался мне таким дорогим»; «И сам я тоже отправляюсь в море! В море на шхуне с боцманом, который играет на рожке, с моряками, которые носят косички и поют своих песен! Отправляюсь в море, к таинственному острову, искать закопанные в землю сокровища!».
Следует указать, что в начале путешествия Джим имеет романтичное представление о том, что ждет на него. Он очень захвачен внешней атрибутикой странствия. Мир корабля, где он знакомится с новыми людьми, приобретает жизненный опыт.
Мир острова, где Джим испытает много опасных приключений. Во время странствия мирами Джим становится опытнее, начинает лучше понимать людей и мотивы их поступков. Например, в начале путешествия мальчик подвергается влиянию обманчивой привлекательности Джона Сильвера, а порядочность и совесть Смоллета воспринимает как чрезмерную и отталкивающую педантичность: «…скоро я убедился, что Сильвер очень интересный собеседник»; «Здесь я в самом деле начал понимать, что Сильвер — один из лучших возможных товарищей в плавании»; «Уверяю вас, что из этой минуты я целиком присоединился к мысли сквайра и глубоко возненавидел капитана».
Переоценка ценностей происходит после того, как Джим вместе с доктором Ливси и капитаном Смоллетом противостоит пиратам. В это время он видит, как раскрываются настоящие сущности людей теперь и совсем по иному оценивает их: «Конечно, он не знал, что я подслушивал из бочки разговор, но меня так пугала Земля. Мир разнообразия его жестокость, и власть над командой, когда я едва не вздрогнул, когда он положил руку мне на плечо» (отношение к Сильверу).
Однако есть и существенные отличия в раскрытии архетипа путешествия в произведениях Андерсена и Стивенсона. У Андерсена путешествие имеет высокое духовное содержание: обогатившись опытом и окрепши духом, Герда приобретает способность изменять миры. А в романе Стивенсона более весомым есть сам процесс взросления, преобразование подростка на мужчину и воина. Джим становится умне, способным на поражающе смелые поступки (своими силами освобождает корабль от пиратов). Но способности изменять миры он еще не приобретает.
Романтика путешествия в романе Стивенсона «Остров сокровищ»