Романтизм
Роман тизм
1) Художественно-литературное направление, интенсивно развивавшееся в период конца XVIII — середины XIX в. и выдвинувшее на передний план конфликт личности, одержимой тоской по идеалу, с миром, в котором этот идеал невоплотим. Данный конфликт разрабатывался в двух основных вариантах:
ситуации побега героя от косной действительности в царство мечты, фантазии и красоты ; ситуации непримиримой борьбы героя с действительностью, часто заканчивавшейся для него поражением и гибелью.
В обоих вариантах на фоне обнаженных противоречий между романтическим идеалом и «прозаической» действительностью утверждалась ценность романтической личности. В качестве образцов такой личности фигурировали, как правило, незаурядные натуры, нацеленные недюжинной энергией и способностью переживать «неистовые» страсти, одержимые мучительной тоской по идеалу и стремлением к внутренней свободе, ощущающие тягу ко всему необычному — героическому, таинственному, фантастическому, экзотическому Особую разновидность романтического героя представляла собой творческая личность, находившая разнообразные воплощения в образах художников, поэтов, музыкантов, артистов. Темы, сюжеты, персонажи романтических произведений требовали особого арсенала художественных средств, в котором ведущая роль принадлежала антитезе, символу, иронии, гротеску, гиперболе. Термин «романтизм» является также названием эпохи в культуре, хронологические границы которой приблизительно датируются концом XVIII — серединой XIX в.
2) Наряду с реализмом одно из художественных направлений в искусстве. Роман тик стремится уйти от реальной, не удовлетворяющей его действительности в иное время , создавая свой особый поэтический мир, в котором воплощаются его мечты, его идеалы. Так возникает романтическое «двоеми-рие». Роман тический герой наделен сильными страстями, он не принимает законов окружающего общества, часто нарушает их. В свою очередь, среда не принимает романтического героя, отвергает его самого и его способ жизни.
В результате герой чаще всего терпит поражение. Великой заслугой романтизма было раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека; отсюда напряженный интерес к раскрытию тайных движений души, попытки понять психику человека. Типичный романтический конфликт — неразрешимое противоречие между идеалом и действительностью. Распространено деление романтизма на революционный и реакционный, консервативный . Справедливее, однако, говорить о романтизме гражданском и психологическом, хотя и такое деление очень условно, ибо в ряде случаев гражданские и психологические мотивы объединяются.
Роман тические тенденции проявляются и в творчестве тех писателей, которых мы по традиции называем реалистами, — таких, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др.
3) Роман тизм как литературное направление появляется в Западной Европе в конце XVIII века, а в России наиболее полно он проявился вскоре после войны 1812 года.
Пафос романтизма в утверждении абсолютной свободы человеческой личности, которая стоит в центре враждебного мира.
Роман тизм как направление в литературе связывают с такими зарубежными писателями и поэтами, как Байрон, Гейне, Шиллер, Гете, Гюго. В России это прежде всего В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, а также декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер. Дань романтизму отдали и молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
Роман тическими произведениями являются такие произведения, как «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Светлана» В. А. Жуковского, «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина.
4) Роман тизм — явление неоднозначное. Развивается в литературах Европы и России с конца XVIII — в первой трети XIX в. В каждой стране романтизм имел свои особенности. Высокими ориентирами романтизма являлись в Англии — Дж.
Г. Байрон, во Франции — В. Гюго, в Германии — Э. Т. А. Гофман и Г. Гейне, в Польше и Беларуси — А. Мицкевич.
В романтизме доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к действительности, которая выражается не столько в воссоздании, сколько в пересоздании ее. Писателей романтизма объединяли некоторые общие черты:
Неудовлетворенность действительностью, разлад с ней, разочарованность вели к созданию картины мира, соответствующей идеалам писателя. Все писатели-романтики отходят от действительности. Одни — в мир туманных мечтаний, мистического прошлого, потусторонний мир .
Другие мечтали о будущем, звали к борьбе за переустройство общества, за личную свободу . Герои романтической поэзии — личности необычные, исключительные. Это либо разочарованные в жизни бунтари-одиночки, уходящие из общества, либо совершающие героические поступки сильные и смелые натуры, ради счастья других готовые на самопожертвование. Исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах, в которых они и проявляют все свои необыкновенные качества, причем герои действуют вне социально — бытовых условий. Действие может происходить в экзотических странах, в потустороннем мире.
В романтических произведениях преобладает лирическое начало. Тон их — эмоциональный, приподнятый, пафосный.
В России религиозно-моралистический романтизм представлен творчеством В. А. Жуковского, гражданский — К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера. Отдали дань романтизму А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, ранний М. Горький.
Романтизм