Романы Дефо
Для тех, кто на своих уроках читает и изучает с учениками два романа эпохи Просвещения — Дефо «Приключения Робинзона Крузо» и Свифта «Путешествие Гулливера» , предлагаем, как вариант, провести заключительный урок-турнир «Робинзоны против Гулливеров». Сама идея не является новой, так как известно, что писатели во многом были антиподами: по происхождению, по вероисповеданию, по образованию, по роду занятий… Социальные, общественные, а также мировоззренческие противоречия всегда лежат в основе интеллектуальных игр, посвященных творчеству Дефо и Свифта.
В частности, Т. В. Себар предлагает разыграть несколько гипотетических ситуаций. В нашем варианте предлагаем разыграть не отдельные гипотетические ситуации, а некий сюжет — от встречи, через решение ряда проблем, которых писатели касаются в своих романах, до расставания. Каждая пара получает «билет» с темой и условиями .
Пользоваться книгами нельзя — так можно проверить и знание текстов. Общая задача: вспомнив соответствующие места из романов, за пять минут составить небольшой диалог, в котором отражается позиция авторов и героев; использовать в репликах лексику и стиль романов. Цель: в игровой форме обобщить сведения о мировоззрении английских писателей эпохи Просвещения.
В этой игре есть еще одна особенность: поскольку ситуации выстроены в некий сюжет, то участники выступают в роли соавторов английских писателей — они творят свою робинзонаду.
Критерии оценивания
— Знание текста . — Понимание характера героя. — Верное отражение позиции автора. — Соответствие лексики и стиля авторскому тексту. — Выразительная, живая, интересная игра.
Робинзоны против Гулливеров
1. Гулливер и Робинзон приходят к цирюльнику, и кажется им, что они уже где-то встречались. Представить внешность обоих: Робинзон разглядывает Гулливера, тот, в свою очередь, — Робинзона. Составляя диалог, постарайтесь выразить характер героев.
2. Робинзон и Гулливер оказались вместе на судне, которое потерпело кораблекрушение. Оба волнами выброшены на берег. Какие чувства и мысли испытал каждый и какие действия каждый предложил осуществить в первую очередь?
3. Гулливер и Робинзон на необитаемом острове, где они оказались волею судьбы вместе, повстречали аборигена и решили его воспитать — сделать из него «современного англичанина». Как они это сделали?
4. Прожив после кораблекрушения на острове некоторое время отдельно, Гулливер и Робинзон встретились и стали говорить о своих успехах в освоении острова. Чем похвастался каждый?
5. После всех морских злоключений, обретя покой и материальный достаток, Гулливер и Робинзон, вернувшись в Англию, сидят у камина и рассуждают о материальных ценностях. Каково отношение каждого к этим ценностям?
6. Знаменитых путешественников, Гулливера и Робинзона, пригласили в английскую школу на урок общения по теме «Что важнее для человека — разум или чувство?». Какую позицию в этом вопросе занял каждый?
7. Гулливера и Робинзона пригласил на прием французский король, и каждый по-своему представил Англию. Восстановите диалог: два англичанина рассказывают при французе об отношении к Отечеству.
8. Гулливер и Робинзон встретились в английском парламенте на обсуждении вопроса о рабстве. Кто к какой партии принадлежит и каково отношение каждого к рабству?
9. Гулливер и Робинзон вновь встретились в порту, но теперь они плывут в разных направлениях и на прощание описывают друг другу идеальное место, где хотели бы поселиться до конца дней своих. В каком государстве хотел бы жить каждый?
Наталья Ванюшева, Учитель литературы, зав. кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29
Романы Дефо