«Ромео и Джульетта», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира
История создания всемирно известной трагедии Шекспира уходит своими корнями в народные сказания о двух итальянских влюбленных и их художественные обработки, появлявшиеся в литературе Италии на протяжении всего XVI века. Сюжет пьесы был разработан английским драматургом на основе поэмы Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты», 1562). Первоначальное название произведения, датируемого 1593-1596 годом , значилось как «Превосходнейшая и печальнейшая трагедия о Ромео и Джульетте».
Жанр произведения — трагедия — устанавливается в соответствии с литературными традициями эпохи Возрождения и определяется несчастливым концом . Состоящая из пяти действий пьеса открывается прологом, в котором кратко излагается сюжет «Ромео и Джульетты».
Композиция трагедии на уровне фабулы имеет симметричное построение. В первом действии происходит столкновение между слугами Капулетти и Монтекки, затем между племянниками последних — Тибальтом и Бенволио, потом на сцене появляются главы враждующих семей, князь Вероны и Ромео. В третьем действии столкновение между Капулетти и Монтекки повторяется: на этот раз в драке участвуют родственник князя и друг Ромео — Меркуцио и Тибальт и Тибальт и Ромео.
Исход первой дуэли — смерть Меркуцио, исход второй — смерть Тибальта. Столкновение заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти и Монтекки, а затем князя, выносящего убийственное для Ромео решение об изгнании из Вероны. Пятое действие вновь возвращает сюжет в привычное дуэльное русло: на этот раз бой происходит между Парисом и Ромео.
Парис гибнет от руки Ромео, Ромео убивает себя ядом под воздействием непреодолимых обстоятельств, наложенных на него волей отца Джульетты. Пятое действие и вся трагедия заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти, Монтекки и князя, примирением семейств и посмертным воссоединением Ромео и Джульетты — в виде стоящих рядом золотых статуй.
Второе и четвертое действие пьесы посвящены развитию Любовной линии : во втором действии происходит объяснение Ромео и Джульетты и подготовка их к венчанию, в четвертом — пытающаяся избежать повторного брака Джульетта встает на страшный путь воссоединения с любимым супругом. Смерть девушки в конце произведения выглядит естественной и с точки зрения исторических норм, и с позиции той страсти, которая была присуща юным героям трагедии: Джульетта не могла жить без Ромео, не стало Ромео — не стало и Джульетты.
Гибель детей — продолжателей семейных традиций Монтекки и Капулетти — ставит решающую точку в конфликте враждующих веронских семей как на сюжетном, так и моральном уровне.
Основная идея пьесы заключается в утверждении новых нравственных ценностей, присущих человеку эпохи Возрождения. Руководствующиеся в своих чувствах страстью герои выходят из привычных рамок традиций: Ромео решается на тайный брак, Джульетта не разыгрывает из себя стыдливую леди, и оба они готовы идти против воли родителей и общества, чтобы быть вместе. Любви Ромео и Джульетты нет преград: их не страшит ни жизнь с ей чувственной стороной, ни смерть.
Художественный Образ Джульетты эволюционно более изменчив, чем образ ее возлюбленного. В отличие от двадцатилетнего Ромео, уже познавшего страсть в лице неприступной Розалины и идущего напролом в своих отношениях с юной Капулетти, четырнадцатилетняя Джульетта продвигается в своих чувствах практически наощупь, руководствуясь только тем, что подсказывает ей сердце. Девушка страшится высказанного любовного признания, первой брачной ночи, мрачной семейной гробницы. Узнав о смерти двоюродного брата Тибальта, она первым делом обвиняет в этом Ромео, но быстро берет себя в руки, стыдится своего моментального предательства и занимает сторону мужа в этом конфликте. Колебания Джульетты обусловлены юным возрастом, отсутствием жизненного опыта, нежной женской натурой.
Бурная страсть и мужская сущность Ромео не позволяют ему сомневаться ни в одном своем поступке.
Характерное для позднего Средневековья и раннего Возрождения особое мировосприятие, сочетающее в себе христианские и языческие традиции, отразилось в трагедии Шекспира в художественных образах брата Лоренцо и проводимых им обрядах и Меркуцио, рассказывающего Ромео историю о королеве фей и эльфов — Маб. Религиозный аскетизм и языческое буйство жизни проявилось и в резкой смене настроений семейства Капулетти — от похоронного, из-за смерти племянника Тибальта до свадебного, в связи с предполагаемой свадьбой Джульетты. Отец девушки не видит ничего плохого в том, чтобы выдать дочь замуж по истечении трех дней с момента смерти двоюродного брата: для этого периода истории подобная поспешность нормальна, ведь она позволяет не слишком горевать из-за непоправимого.
Культурная составляющая эпохи выразилась в описаниях таких обычаев как приход незваных, но знакомых хозяину праздника, гостей под масками , вызов на дуэль через грызню ногтя большого пальца , приход жениха в дом невесты в день свадьбы с целью разбудить свою суженую , принятие образа факельщика тем гостем, который не желает танцевать во время бала .
Трагическая основа «Ромео и Джульетты» не отменяет включения в ткань повествования Комических элементов, связанных с прозаическим балагурством Меркуцио и кормилицы Джульетты. Социальное различие между персонажами обуславливает тему их шуток: благородный друг Ромео не опускается до народного юмора, в то время как нянька юной Капулетти с упоением вспоминает анекдотичный случай из детства своей воспитанницы, имеющий откровенно интимный характер .
«Ромео и Джульетта», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира