Руина человеческих душ в драме Леси Украинки «Боярыня»
В своей работе «Тысяча лет украинской культуры» Мирослав Семчишип подверкивает: «Во второй половине XVII ст. за время правления И. Виговського, Ю. Хмельниченка, П. Тюри, И. Брюховецкого, П. Дорошенко, И. Мазепы, которые придерживались разных ориентаций — то на русский царизм, то на польского короля, то на турецкого султана или на шведского короля, Украина стала ареной постоянной борьбы внутренних и внешних врагов и гетманских междоусобиц». Этот период и называется пора Руин.
Своей неоднозначностью этот период предрасполагал и привлекает внимание многих посланцев прошлого и настоящего. Эта тема была всегда актуальной, поскольку в разные времена наша жизнь чем-то напоминала руины, а политические дебаты подобны соревнованиям за булаву украинских гетманов. В украинской литературе времен XVII-XVIII ст. освещенная в таких произведениях, как «Черный совет» П. Кулиша, «Черниговка» М. Костомарова, «Гетьман Дорошенко» Л. Старицькойї-Черняхивской, «Гандзя» И. Карпенка-Карого, «Боярыня» Леси Украинки. М. Драч, выдающийся поэт-неоклассик, разделял произведения о временах Руин на 2 группы:
Произведения, в которых доминирует историческая канва; произведения, в которых доминирует психологическая линия.
К представленным группам можно отнести сочинение «Боярыня». «Боярыня» — это психологическая драма на фоне исторических событий. Устами Оксаны автор часто высказывает свои собственные чувства. Из поэмы видно, что Леся Украинка плохо относится к Московщине.
Душа главной героини постоянно розривалась на две части: олицетворением одной был ее брат Иван, а другуб символизировал Степа, ее мужчина.
Поему Иван и Степан оказались по разные стороны баррикад? Какой позиции придерживалась в начале произведения Оксана, а какой в конце? Какие своеобразные жизненные этапы приводят до фатального конца Оксаны? Принятие Оксаной жизни в Москове проходит четыре своеобразных этапа:
Непонимание местных традиций, обычаев, отношение к женщинам; запрет на поддерживание контактов с родными и близкими ; отказ Степана уезжать на Украину; сны и реальность стали единым сплошным мечтанием, которое вызвало болезнь и смерть.
Поэтому умирая, Оксана говорит мужу: «как умру, ты не бери уже вторично украинку, возьми московку лучше…» .
«Твои письма всегда пахнут розами» Первое знакомство Леси с С. Менжинским. В 1897 году во время лечения в Крыму Леся Украинка познакомилась и сдружилась с Сергеем Менжинским — одним из активных деятелей социал-демократического движения. Эта дружба влила новые силы в душу поэтессы, еще больше укрепила ее стремление работать, несмотря на тяжелую болезнь.
Общие мотивы их. деятельности. Лесю Украинку и С. Менжинским соединяла идея революционного обновления мира, любовь к литературе и пониманию ее большого общественного назначения.
Драма личной жизни Леси Украинки. На основе произведения Ю. Щербака «Надеяться» можно увидеть тонкие душевные нюансы личной драмы Леси Украинки. Обратимся к отрывку из этого произведения: «Мать.
Сие — дружба или что-то другое?
Леся. Не спрашивай меня о сем, мамочко. Как только я сяду писать к нему, я думаю только о том, что я его люблю — без меры, без края, что та любовь — что в моем сердце; вырви чем из сердца, и оно кровью сойдет. …Он не любит меня, и я несчастная.
Когда бы он любил меня, мы оба бы несчастные были. Я знаю сие и все-таки его люблю, сама себя жгу огнем.
Трагичность любви Леси Украинки — в ее силе. Даже самая мужественная женщина страдала так, как и все несчастливые. Вот где едва ощутимая золотая середина между «да» и «нет» в человеческой психологии. Снова обратимся к строкам драмы «Надеяться»:
Страшная потеря возлюбленного. Леся проводит бессонные ночи возле умирающего С. Менжинского, провожает его в последний путь. 15 ноября 1901 года случилось невыразимое горе, на руках у нее умирает Сергей Менжинский. На протяжении одной ночи известная уже в то время поэтесса пишет драматическую поэму «Одержимая».
Так благодаря одной трагической сцене и страшной потере возлюбленного Леся Украинка стала драматургом.
Руина человеческих душ в драме Леси Украинки «Боярыня»