Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века: традиции, истоки, особенности поэтики
17 век — век народных движений и народных возмущений. Народ, принимавший значительно более активное участие в общественной жизни, чем это было раньше, содействовал освежение и обновлению русской культуры на новых путях. В бурной обстановке социальных столкновений религиозное начало, которое еще недавно было столь влиятельным, теперь, хоть и не без борьбы, сдает свои позиции светской стихии жизни. Русская культура и литература в 17 в., особенно во второй его половине, значительно обогащается «мирским» содержанием и «мирским» формами творчества.
Царь Алексей Михайлович минуя мистериальную драму, уже запоздавшую для своего появления на русских театральных подмостках. Задумал под влиянием боярина Артамона Матвеевича, устроить свой придворный театр.
Первая постановка (на сюжет «Есфири») была на немецком языке. Женские роли исполнялись мужчинами.
Первый русский светский театр, в отличие от театра, созданного Петром I, был придворной забавой, предназначенной лишь для царской семьи и для лиц, так или иначе прикосновенных ко двору. В январе 1676г. умер Алексей Михайлович, и с его смертью прекратил свое существование и основанный им театр, так как новый царь Федор Алексеевич к театральной потехе, видимо, не питал расположения. Театральное дело возродилось лишь при Петре I.
Если исключить «комедию» об Адаме и Еве, которая именовалась «жалостной» и по существу представляла собой духовно-нравоучительную пьесу типа средневековой мистерии, то все остальные «комедии» были по духу чисто светскими, «прохладными», «потешными», несмотря на то, что часть из них была написана на библейские сюжеты. Они являлись пересадкой на русскою почву того репертуара, который в Западной Европе был характерен для так называемых «английских комедий» (Шекспир). Содержание «английских комедий» черпалось из священной и светской истории, из рыцарского романа, из легенды, из средневековой баллады, итальянской новеллы, английской хроники и т. п. моралистические элементы в пьесах такого рода отсутствовали, но зато очень сильно выступали элементы внешней занимательности, усиленной разнообразными театральными эффектами — музыкой, пением, плясками, яркими декорациями. Трагические эпизоды чередовались здесь с циничными выходками шутов. Эпизоды в пьесах громоздились на эпизоды, часто без логической внутренней связи и без соблюдения основных драматических требований. Натурализм был доведен до крайней степени.
Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века: традиции, истоки, особенности поэтики