Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин»
Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, поэма Твардовского дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа. В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. «Книга про бойца» — это произведение «без особого сюжета», «без начала, без конца», так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, «кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя…» Сознавая свою большую ответственность очевидца, Твардовский размышляет о своем герое и говорит: В чем-то я его богаче, — Я ступал в тот след горячий, Я там был.
Я жил тогда… Вот перед нами первая глава «От автора». Здесь Твардовский определил пафос поэмы: изображение правды, какой бы она ни была. …
А всего иного пуще Не прожить наверняка — Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы ни была горька. События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет «Теркина» дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно?
Есть в поэме и героизм, и человечность, и та «скрытая теплота патриотизма», которая была у Льва Толстого при описании другой Отечественной войны — 1812 года. Эта параллель не случайна. Ведь эпический герой Твардовского — русский солдат, наследник своих героических предков: Тем путем идем суровым, Что и двести лет назад. Проходил с ружьем кремневым Русский труженик-солдат.
Путь русского труженика-солдата, советского солдата печальных дней отступления, возникает в главе «Перед боем»: Вслед за властью за советской, Вслед за фронтом шел наш брат… Но в этой горькой картине больше оптимизма и веры в конечную победу, чем в иных бравурных маршах. В знаменитой главе «Переправа» трагическое переходит в героическое: Бой идет — святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.
Обычное, «мирное» слово «переправа» приобретает трагическое звучание: Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому темная вода, — Ни приметы, ни следа…
Динамичные, скупые, точные в описании событий строки поэмы потрясают читателя. Твардовский разворачивает картину трагической гибели русских солдат. Глубокая скорбь звучит в этих строчках: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…
В центре поэмы — народный характер, обобщенный в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется с первого взгляда. В главе «На привале», где он впервые рассказывает о себе — молодом бойце, мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны. Он был трижды в окружении: «Был рассеян я частично, А частично истреблен…
Но. однако, жив вояка». И вот приходит к солдатам Теркин со своей «политбеседой», короткой и простой: Я одну политбеседу повторял: — не унывай, Не зарвемся, так прорвемся. Будем живы — не помрем. Срок придет, назад вернемся. Что отдали — все вернем.
Тяжела война, страшны потери, но самый большой урон — это уныние, отчаяние, безверие. Солдату нужно крепиться. Вот и вся теркинская «пропаганда» , но сколько в ней спрессовано народной мудрости и уверенности в том, что зло не может быть бесконечным и безнаказанным. Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома.
В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара. Вот он шуткой смягчает рассказ о трех «сабантуях»; вот он ест «со смаком» солдатскую пищу; вот невозмутимо укладывается на сырой земле под дождем, укрывшись «одной шинелькой». Мечта Теркина о награде — это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными. В главе «О горе», когда Теркин с любовью, с «дрожью сердечной» вспомнил смоленскую родную землю, глотнул ее воздух, услышал ее голос, восклицает от всей души: Мне не надо, братцы, ордена, Мне слава не нужна, А нужна, больна мне Родина,.
Родная сторона! Не раз смерть встает в «книге про бойца» в самых различных обстоятельствах и обличиях. О ней сказано без смягчений, в прямых словах и точных подробностях: Ждут, молчат, глядят ребята, Зубы сжав, чтоб дрожь унять…
Ты лежишь ничком, парнишка Двадцати неполных лет. Вот сейчас тебе и крышка. Вот тебя уже и нет.
Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Инстинктивному страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть. Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу И хотя бы плюнь ей в морду, Если все пришло к концу…
Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет. Богатырь не тот, что в сказке — Беззаботный великан, А в походной запояске.
Человек простой закваски… В муках тверд и в горе горд Теркин жив и весел, черт! Василий Теркин стал любимейшим героем; он раньше автора, создавшего его, был воплощен в скульптуру, установленную на Смоленщине. Твардовский нигде не описал внешность Теркина, но этот боец узнаваем То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, — В бой, вперед, в огонь кромешный, Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.
Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.
Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин»