Самобытность и оригинальность жанра «Горя от ума»
Комизм в «Горе от ума» создается не нарочитыми комическими положениями, а правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого. С русской комедией XVIII — начала XIX в. «Горе от ума» роднят также некоторые особенности ее сюжетного содержания и композиции. В «Горе от ума» Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства: действие совершается в течение одних суток, в одном месте, вокруг одного главного героя. Но он блестяще показал своим современникам, что и при соблюдении классицистических единств пьеса может быть глубоко реалистической, если она воссоздает правду жизни. В отличие от классицистической комедии, в которой всегда в конце наказывался порок и награждалась добродетель, у Грибоедова читатель не находил привычной нравоучительной концовки. Так он отказался от всего, что мешало развитию русской драматургии.
Катенин упрекал Грибоедова в том, что он своей комедией создает «новую пиитику». Но в этом и заключалась его подлинная заслуга. Писатель создавал новую поэтику — поэтику реализма в русской драматургии. Он шел в том же направлении, в каком шел и молодой Пушкин.
«Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами»,- сказал Пушкин. Проницательную оценку «Горя от ума» дала демократическая критика, разъяснившая значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы и театра. Вслед за декабристами и Пушкиным Белинский увидел в «Горе от ума» гениальную русскую комедию, образцовое произведение, а в Грибоедове — «Шекспира комедии». В статье 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды» Белинский, признавая великое общественное значение за сатирической комедией, если она «выходит не из невинного желания поострить, но из глубоко оскорбленного пошлостью жизни духа», пишет: «Высочайший образец такой комедии имеем мы в «Горе от ума» — этом благороднейшем создании гениального человека, этом бурном дифирамбическом излиянии желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни — чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства, и которых апатическая сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва… «Горе от ума»,- заключает Белинский,- имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества».
Освободительные идей грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Н. А. Добролюбов видел в Чацком вечного обличителя лжи. Н. Г. Чернышевский считал Грибоедова прямым предшественником Гоголя. Широко использовал в своих трудах грибоедовские образы и цитаты Писарев. Ни одно произведение русской и западноевропейской литературы не цитировалось Писаревым чаще, чем «Горе от ума». К язвительным и гневным репликам Чацкого Писарев прибегает для выражения своего отвращения ко всякого рода примиренчеству и оппортунизму. Цитаты из «Горя от ума», использованные Писаревым, свидетельствуют о жизненности и политической остроте грибоедовской комедии, о типичности ее обличительных образов, о неисчерпаемом богатстве ее яркого сатирического языка.
Исключительно велико значение комедии Грибоедова в развитии русского театра. Грибоедовская комедия — одна из любимейших пьес советского зрителя. Бессмертное творение Грибоедова дорого всем народам социалистической родины. В докладе на юбилейном заседании в Большом театре в Москве, посвященном 150-летию со дня рождения Грибоедова, писатель Леонид Леонов отметил, что «…освобожденный народ высоко оценил благородный гнев «Горя от ума» и, отправляясь в дальний и трудный путь, взял эту книгу с собою». Гениальная комедия, говорил он, учит «вражде к национальному застою, презрению к социальным порокам, гадливости к любой душевной грязи». Далеко отстоит от нас время Грибоедова, но смелая борьба патриота-новатора Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке вызывает сочувствие и симпатию советского зрителя и читателя.
Самобытность и оригинальность жанра «Горя от ума»