Самобытный мастер сатиры и юмора — Остап Вишня (1889 — 1956)
Величайший украинский писатель Остап Вишня широко известен на Украине, в Советском Союзе и за рубежом. В течение всего своего творческого пути, Остап Вишня выступал как талантливый и неповторимый художник, слово которого глубоко проникало в пласты народной жизни и успешно служило его беспрестанному становлению. Справедливо будет сказать: творчество юмориста вдохновлялось и окрылялось большим понятием Народ, о чем он оставил искренние свидетельства в своих дневниковых записях.
«Какой бы я был счастливый, — записал писатель 15 мая 1949 года в дневнике, — если бы своими произведениями смог вызывать улыбку, хорошую, теплую улыбку, у советского народа! Вы представляете себе: народ радостно улыбнулся! Но как это трудно!».
Неоднократно, особенно на склоне лет, Остап Вишня с большой сердечностью говорил об общественном призвании советского писателя, о верности нашего искусства правде жизни, о любви и уважении к человеку труда. Органику этих размышлений художник подтвердил своим художественным творчеством.
Родился Остап Вишня (Павел Михайлович Губенко) 13 ноября 1889 года на хуторе Чечва около городка Грунь Зиньковского уезда на Полтавщине (в настоящее время Ахтырский район Сумской области) в многодетной крестьянской семье. Он закончил начальную, потом двуклассную, школу в Зинькове, впоследствии продолжил учебу в Киеве, в школе военных фельдшеров, по окончании которой (1907 году) работал фельдшером, — сначала в армии, а со временем — в хирургическом отделе больницы Юго-западных железных дорог. Но, как вспоминал писатель, он не собирался посвятить себя медицине — поэтому, работая в больнице, старательно «налегал» на самообразование, сдав экстерном экзамен в гимназии и в 1917 году поступил в Киевский университет. Однако скоро оставил учебу и полностью отдался журналистскому и литературному труду.
Первое напечатанное произведение Остапа Вишни — «Демократические реформы Деникина (Фельетон. Материалом для конституции быть не может)» — увидел мир за подписью «П. Грунский» в газете Каменец-Подольска «Народная воля» 2 ноября 1919 года. Здесь были напечатаны еще несколько фельетонов молодого писателя, а с апреля 1921 года, когда он стал работником республиканской газеты «Вести ВУЦВК», начинается период его активного творчества и систематических выступлений в печати советской (псевдоним Остап Вишня впервые появился 22 июля 1921 года в «Крестьянской правде» под фельетоном «Чудаки, ей-богу!»).
Для формирования и становления писательского таланта Остапа Вишни большое значение имели определенные биографические факторы. Детство юмориста, как уже упоминалось, прошло на Полтавщине, где особенно чувствовались любовь и уважение к славным землякам-классикам И. П. Котляревскому и Н. В. Гоголю (произведениями последнего будущий писатель увлекался уже в школьные годы); сызмала познавал Павел Губенко все премудрости крестьянского бытия, воочию видел яркие типы людей труда, увлекался их сочным языком, в котором часто отзывалось остроумие народного юмора. Работа в прессе стала своеобразным продолжением, уже на высшем уровне гражданской зрелости, этой ежедневной школы жизни, которую добросовестный и наблюдательный литератор проходил с действительно исключительной неутомимостью. Молодому журналисту и писателю Остапу Вишне хватало жизненных наблюдений и комичных красок — именно поэтому он чуть ли не ежедневно мог выступать на страницах «Вестей», «Крестьянской правды» и других изданий, с улыбками, фельетонами или и просто с лаконичными въедливыми отзывами на ту или иное конкретное событие. Его слово пользовалось необычной популярностью. Выходят один за другим и сборники улыбок писателя — «Дали небесные» (1923), «Кому веселое, а кому и грустное», «Репейники», «Вишневые улыбки (сельские)» (1924), «Вишневые улыбки крымские» (1925), «Чтобы и хлеб родился, чтобы и скот плодился», «Лицом к селу» (1926), «Вишневые улыбки кооперативные» (1927), «Ну и народ», «Вишневые улыбки заграничные» (1930); двумя изданиями, 1928 и 1930 годов вышло собрание «вишневых улыбок» (самобытный юмористический жанр) в четырех томах и тому подобное. В целом же в течение десяти лет на украинском языке (если принимать во внимание и многочисленные переиздания) появилось около ста книжек вишневской сатиры и юмора, произведения юмориста печатаются в переводах на русском и других языках братских народов Советской страны, тираж их достигал, как для того времени, колоссальной цифры…
О. Вишня снискивает признание самобытного мастера украинской сатиры и юмора. Рядом со своими коллегами по жанру — В. Элланом (как поэт-сатирик печатался под псевдонимом Валер Проныра), В. Чечвянским, П. Капельгородским, С. Пилипенко, Костем Котком, В. Ярошенко, Ю. Вухналем (И. Ковтуном), М. Откормышем, П. Ванченко — автор вишневых улыбок теперь активно и плодотворно выступает в литературе. Он остро высмеивает отжившее, чужое и враждебное народу и страстно и последовательно поддерживает новое на производстве, в быту, культуре, в духовном бытии советского человека, своего современника.
В 1934 году, выдающийся юморист был незаконно репрессирован и смог вернуться к литературному труду лишь в 1944 году. Первым произведением, которое знаменовало возвращение писателя к литературному труду, стала «Зенитка», опубликованная в газете «Советская Украина», 26 февраля 1944 года,- она обошла все фронты, часто читалась по радио, вызывая теплую улыбку у бойцов и тружеников тыла и добавляя им веры в близкую победу над врагом. Как и раньше, О. Вишня всем сердцем воспринимает заботы и хлопоты народные — экономические, политические, морально воспитательные, культурно-художественные, что сполна подтверждают сборник его политических фельетонов и памфлетов «Самостоятельная дыра» (1945), книжки улыбок «Зенитка» (1947), «Весна-красна» (1949), «Мудрость колхозная» (1952), «А народ воевать не хочет» (1953), «Большие растите!» (1955), «Несчастная любовь» (1956) и другие. Юморист работает над переводами произведений русской и мировой классики — Н. Гоголя, А. Чехова, А. Сухова-Кобылина, Марка Твена, О. Генри, Б. Нушича, Я. Гашека, Я. Неруды русских советских писателей.
О. Вишня осуществлял и большую общественную работу. Он принимал участие в деятельности литературных объединений «Плуг» и «Закалка», в организации и редактировании, вместе с В. Голубом, первых двух номеров журнала «Красный перец» (1922) и продолжил труд в этом журнале, когда в 1927 году был обновлен его выход. Известна работа Остапа Вишни в оргкомитете Союза советских писателей Украины и во Всесоюзном оргкомитете, которые осуществляли подготовку к созданию республиканской и союзной писательских организаций. После Великой Отечественной войны О. Вишня — член редколлегии журнала «Перец» и один из активнейших его сотрудников, член правления Союза писателей Украины, других общественных организаций республики, участник многочисленных встреч с читателями.
До последних дней жизни (умер Остап Вишня 28 сентября 1956 года) он отдавал талант и вдохновение борьбе за воплощение в жизнь ленинских, коммунистических идеалов.
Самобытный мастер сатиры и юмора — Остап Вишня (1889 — 1956)