• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина

 

Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина

Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых — «Премудрый пескарь». Пескарь был «умеренным и либеральным. Папка научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя.

Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более ста лет и все дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая — дрожал. И оказалось, что ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не помнит его и не знает. Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к «эзопову языку».

Так, в сказке «Дикий помещик», повествуя о событиях «в некотором царстве, в некотором государстве», автор называет газету «Весть», вспоминает актера Садовского, и читатель сразу узнает Россию середины XIX века. А в «Премудром пескаре» выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Она как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя.

Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть свойственны «рыбьи» черты.

Содержание этой аллегории раскрывается в словах автора: «Неправильно думают те, кто думают, что только пескари могут считаться достойными гражданами, которые, обезумев от страха, сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а минимум бесполезные пескари».

Салтыков-Щедрин до конца своей жизни остался верен идеям своих друзей по духу: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова. Значение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина тем более велико, что в годы тяжелейшей реакции он почти в одиночестве продолжал прогрессивные идейные традиции шестидесятых годов.

На уроках русской литературы изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Прочитав его роман-обозрение » История одного города » и сказки этого автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с которыми поэт показывает бессовестное ограбление народа, критикует либеральных деятелей и писателей, пресмыкающихся перед властью. Знакомясь с произведениями Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве.

Большое впечатление производит роман «Господа Головлевы». Из истории этого произведения мы узнаем, что в его основу легли несколько рассказов о семье Головлевых, вошедших сначала в цикл «благонамеренных речей». В романе очень остро критикуется паразитический класс дворян.

Глазами мужика, который подвергается беспощадной эксплуатации, смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит в ней саму смерть, злобную. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающий упадок, разложение, обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни Головлевых заключается в корысти, накоплении богатства, в борьбе за это богатство.

Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие, взаимная ненависть, царящие в этой семье.

Деятельность Орыси Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужа, проводится под предлогом увеличения богатства семьи, а фактически — только для утверждения личной власти. Даже собственные дети для нее — «лишние рты», которых нужно кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Удивляют спокойствие и безжалостность, с которыми Орыся Петровна наблюдает, как разоряются и умирают в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал Горький вопрос: «И для кого я припасала!

Ночей недосыпала, куска недоедала… для кого? «Деспотическая власть Орыси Петровны, материальная зависимость детей от произвола» мамы «воспитывали в них лживость и угодничество».

Этими качествами особенно отличался Порфирий, получивший от других членов семьи прозвище «Иудушка» и «кровопийц». Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маму» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством. Создается впечатление, что Иудушка Головлев, как и Орыся Петровна, — это литературный тип, в котором с наибольшей силой сконцентрированы черты хищника, паразита, лицемера, это обобщение пороков всего класса собственников.

Иудушка Головлев действует только «по закону», потому что законы, существовавшие как до реформы, так и в пореформенный период, позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить до самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников. С бесстыдным лицемерием, совершает он подлые поступки, сопровождая их приторно-сладкими словами.

История семейства Головлевых свидетельствовала об исторической закономерности вырождения дворянства. Но образ Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой эксплуатации и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи.

Эти черты характера встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное значение.



Сатира на человеческие пороки в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина

Другие сочинения по теме:

  1. Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? М. Е Салтыков-Щедрин — великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными...
  2. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории...
  3. Хотя животные, а все-таки цари… Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На...
  4. Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и...
  5. Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила...
  6. Смешное и трагичное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Социально-политическая сатира — вот та область, где Салтыков-Щедрин остается непревзойденным художником. Яркое своеобразие Щедрина как писателя заключается, прежде всего, в...
  7. Народ в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина Сочинения по литературе: Народ в сказках М. Е. Салтыкова-щедрина Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог...
  8. Особенности сатирической манеры М. Б. Салтыкова-Щедрина На рубеже 70-х годов XIX века в многогранном творчестве Салтыкова-Щедрина выявлены следующие тенденции: обличение основ социального строя, создание групповых сатирических...
  9. ОСТРОТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года —...
  10. Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина Сочинения по литературе: Сказки М. Е. Салтыкова-щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин — один из величайших русских сатириков, который бичевал самодержавие, крепостничество,...
  11. «В высшей степени правдив и человечен». Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина (разработка урока) Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин»....
  12. Краткая хроника жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина В селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии 15 (27) января родился М. Е. Салтыков. 1826-1836 Детские годы провел в родовой...
  13. Основа романа-хроники Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Несколько рассказов о семье Головлевых, вошедших первоначально в цикл «Благонамеренные речи», легли в основу романа-хроники «Господа Головлевы» (1875-. 1880) —...
  14. Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-Щедрина (урок-конференция) Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы...
  15. Жанровое многообразие Салтыкова-Щедрина: романы, хроники, повести Произведения Салтыкова-Щедрина при всем их жанровом многообразии романы, хроники, повести, рассказы, очерки, пьесы сливаются в одно огромное художественное полотно. Оно...
  16. Современники о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Щедрин известен в литературе нашей как писатель-беллетрист, посвятивший себя, преимущественно объяснению явлений и вопросов общественного быта. Г. Щедрин не знает...
  17. Приемы сатирического изображения в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых известных литературных сатириков XIX века. Роман «История одного города» является вершиной его художественного...
  18. Сочинение по роману Салтыкова Щедрина «История одного города» «История одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала...
  19. Русская литература, как хранительница гуманизма (по творчеству Салтыкова-Щедрина) Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина можно по праву назвать оригинальнейшим русским критиком, занимающим место сразу же после Чернышевского, Добролюбова и Писарева. При...
  20. Сюжет сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» По манере повествования «Коняга» представляет собою как бы лирический монолог автора и в этом отношении напоминает сказку-эпопею «Приключение с Крамольниковым»,...
« Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
Хемингуэй Э. М. и русская литература »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения