Сатирические произведения Антиоха Кантемира
Антиох Дмитриевич Кантемир вошел в историю русской литературы прежде всего как автор сатир, живо отображающих русскую действительность начала XVIII в. Сатиры Кантемира по своему содержанию уже классицистские произведения. Однако и язык, и система стиха, и стремление к яркости, экзотичности образов тесно связывают творчество первого русского сатирика с литературой конца XVII в. Установка на максимальную правдивость, на правдоподобие образов также сближает сатирическую поэзию Кантемира с бытовыми повестями конца XVII — начала XVIII в., хотя стиль произведений Кантемира при всем том ярко самобытен, вполне индивидуален.
Судьба, кажется, сделала все, чтобы отдалить Антиоха Кантемира от русской народной жизни. Сын знатнейшего молдавского вельможи, сподвижника Петра I князя Дмитрия Кантемира (известного своей книгой по русской истории — трудом, привлекшим внимание Вольтера), будущий сатирик получил блестящее домашнее образование и значительную часть своей жизни провел вне России. Он был русским посланником сначала в Лондоне, а затем в Париже, однако, человек необычайно наблюдательный и неравнодушный к несовершенству общества, Кантемир сумел зорко вглядеться в русскую действительность и красочно отразить ее в сатирах, написанных не только в России, но и за границей.
Кантемир-поэт до конца жизни остался верен силлабическому стихосложению. Вместе с тем он сознавал несовершенство русской силлабики и предпринял попытку ее усовершенствования, изложив принципы этой реформы в теоретическом трактате «Письмо Хари-тона Макентина к приятелю о сложении стихов русских». На практике эта реформа силлабического стихосложения отразилась в окончательной редакции сатир (которой и целесообразно преимущественно пользоваться при анализе творчества Кантемира).
Сатиры Кантемира — большие по объему (несколько сот стихов) и по тематическому диапазону произведения. Несложные по композиции, архаичные уже в 30-е годы XVIII столетия по своему стихотворному строю, эти произведения явились тем не менее настоящим поэтическим открытием. По справедливому замечанию В. Белинского, Кантемир «первый на Руси свел поэзию с жизнью». Необычайная правдивость зарисовок, сделанных Кантемиром в его сатирах, определяется типичностью изображенных писателем явлений и характеров. В то же время созданные поэтом типы еще во многом схематичны и рационалистически утрированы.
Принципиально новое здесь заключается в том, что в своей типизации Кантемир опирается обычно не на фольклорные (как делали безымянные авторы повестей XVI-XVII вв.), а на литературные стилистические традиции, на творческий опыт Горация, Ля Брюйера и Буало. Правдоподобие рисуемых Кантемиром персонажей усиливается благодаря удачному отбору языковых средств. Писатель мастерски пользуется московским просторечием начала XVIII в., иногда также пословицами и поговорками. Порой он прибегает, хотя и в незначительной мере, к индивидуализации речи своих персонажей. Новым, исторически злободневным был и конфликт, лежащий в основе сатир, — столкновение воинствующих просветительских идей начала века, петровского времени (горячим сторонником которых был сам Кантемир) с невежественной и враждебной всему прогрессивному стариной. С одной стороны — человечность, свет знания, гражданственность, представленные образом автора или его аНег е§’0 |(например, образом Филарета во второй сатире), а с другой — ретроградство и обскурантизм, ханжество (образы Сильвана, Критона и др.). Это — полюсы. Но есть в сатирах и персонажи, идейная позиция которых неустойчива, за которых можно и должно вести борьбу. Таков Евгений зо второй сатире. Обличая недостатки и пороки Евгения, его еще можно вывести на истинный путь. Такое же примерно положение занимает и Зоил в небольшой сатире, принадлежность которой Кантемиру, однако, окончательно не установлена.
Итак, силлабическая система стиха и тяготение к правдоподобию деталей еще тесно связывают творчество Кантемира с литературными традициями русского XVII в., но идейная направленность его сатир и отчасти также их стилистическое оформление определяются уже принципами классицизма. Этими принципами подсказан и сам выбор жанра сатиры. Поэзия Кантемира — это поэзия позднего русского предклассицизма, перерастающего в классицизм.
Характерная для всего творчества Кантемира тяга к просторечию, к обогащению поэтического языка живой устной речью обнаруживается уже в самых ранних его произведениях. Просторечные элементы, например, в изобилии встречаются в «Переводе некоего итальянского письма», относящемся к 1726 году. В конце 20-х годов Кантемир усиленно знакомится с французской литературой, в частности с творчеством Мольера и Мариво, что способствовало обогащению его собственной практики поэта-сатирика. Очевидно, в этот же период Кантемир испытал влияние «Характеров» Ля Брюйера, отразившееся в его сатирах. Внимательно читает поэт и произведения законодателя французского классицизма Буало, переводит некоторые из них. В семье Кантемиров был в ходу преимущественно новогреческий язык, но с юных лет Антиох в совершенстве владеет также итальянским языком (впоследствии в Лондоне он сблизится с группой итальянских деятелей культуры, воздействие итальянского гуманизма на мировоззрение и творчество Кантемира еще ждет своего исследователя). Французский язык Кантемир освоил позже и знал хуже греческого и итальянского. Но в России тех лет французское культурное влияние еще почти не ощущалось, и Кантемир явился, таким образом, одним из первых пропагандистов французской культуры и, в частности, принципов классицизма на русской почве.
Период зрелого творчества Кантемира начинается с 1729 г. В этом году он пишет свою первую сатиру. Затем, до отъезда за границу в начале 1732 г., писатель создал еще четыре сатиры. В 1738 и 1739 гг. были. написаны последние четыре сатиры. Первые пять сатир, написанные в России, были впоследствии Кантемиром переработаны: их стихи подверглись упорядочению, композиция стала более стройной. Окончательные редакции сатир, т. е. их канонический текст, могут быть установлены только приближенно, потому что при жизни писателя сатиры не были напечатаны и распространялись в рукописных тетрадках, непрерывно варьируясь. До нас и дошли такие варианты, среди которых трудно безоговорочно выделить вариант, окончательно апробированный автором.
Первая сатира Кантемира произвела огромное впечатление на передовых людей и быстро распространилась в списках. Условно-мифологические имена персонажей не затемнили в глазах читателей тесную связь этих персонажей с русской почвой. Феофан Прокопо-вич, как известно, горячо поддержал молодого поэта, обратившись к нему с восторженным и вдохновенным стихотворением «К сочинителю сатир», где творчество Кантемира расценивается как пророческое. Поддержали сатирика и другие выдающиеся деятели русской культуры того времени, в частности известный архимандрит Феофил Кролик.
Можно предполагать, что Прокоповичу ранее были известны какие-то другие сатирические произведения Кантемира (например, «На Зоила»), так как Феофан пишет «Сочинителю сатир» (во множественном числе).
Выраженный Кантемиром гуманистический принцип прочно укоренится в позднейшей русской литературе. Мысль Кантемира разовьет Сумароков, а Карамзин утвердит через несколько десятилетий духовное равенство дворянина и крестьянина. И наконец, Радищев прямо заговорит о политическом равенстве людей как цели общественного развития и логически придет к восхвалению революционного восстания.
Сатирические произведения Антиоха Кантемира