Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
Первые страницы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» вводят читателя в мир советской действительности 20-30-х годов прошлого столетия. Прорисовывая его детали писатель не жалел ярких сатирических красок и мотивов. При помощи множества характеров типичных представителей тогдашнего общества, так называемых «фигур по умолчанию», скрытых намеков, гротескных деталей, а также иронических высказываний и интонаций писатель воссоздал атмосферу ябедничества, предательства, унижения и травли всех инакомыслящих, которая царила в стране в годы тоталитарного режима.
В борьбе за место под солнцем советские граждане были готовы буквально уничтожать друг друга.
Однако главной мишенью булгаковской сатиры стала так называемая советская интеллигенция — писатели, поэты, критики, функционеры от культуры и искусства. Изображая рабочие заседания «мастеров пера» и убогие развлечения завсегдатаев ресторана «Дома Грибоедова», писатель создает групповой образ советской «элиты» в котором акцентирует внимание читателя на таких чертах как отсутствие духовности, корыстолюбие, самодовольство и черствость, цинизм и несовместимая с духом творчества чувствительность к политической конъюнктуре.
Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»