• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор

 

Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор

Сюжет комедии «Ревизор», так же как и сюжет бессмертной поэмы «Мертвые души», был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией настолько увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: «Я помешался на комедии».

В «Ревизоре» Гоголь умело сочетает «правду» и «злость», то есть реализм и смелую, беспощадную критику действительности. При помощи смеха, издевательской сатиры Гоголь обличает такие пороки русской действительности, как чинопочитание, коррупцию, произвол властей, невежество и плохое воспитание. В «Театральном разъезде» Гоголь писал: «Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место… Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?» Это «электричество» и породило ту трагикомическую ситуацию всеобщего страха пред лжеревизором.

В комедии «Ревизор» представлена целая «корпорация разных служебных воров и грабителей», блаженно существующих в уездном городе N. При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей. Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц.

Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: «Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно»; Анна Андреевна: «Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей»; Хлестаков: «Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения», Осип: «Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет»; Ляпкин-Тяпкин: «Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен»; почтмейстер: «Простодушный до наивности человек». Яркие портретные характеристики даны также и в письме Хлестакова в Петербург своему приятелю. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений «совершенной свиньей в ермолке».

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными из-за полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском.

Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего. Несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая «сама себя высекла», и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский», и т. п. Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение всего происшедшего, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии.

Следует сказать несколько слов об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи всего своего окружения. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: «Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…» Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой четвертой стены, обращается прямо в зал: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь».

Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы России. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: «Всем досталось, а больше всех мне!» Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях.

Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, «маленьких воришек для удовольствия больших». Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом этой гениальной комедии. После постановки комедия вызвала шквал критики, так как в ней Гоголь сломал все каноны драматургии.

Но главное недовольство критики было обращено на отсутствие положительного героя в комедии. В ответ на это Гоголь напишет в «Театральном разъезде»: «…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был — смех».



Сатирическое изображение чиновников в комедии Н. Гоголя «Ревизор

Другие сочинения по теме:

  1. Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» является одним из наиболее ярких драматургических произведений русской литературы XIX века. Автор продолжил традиции русской...
  2. Деятельность чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» В комедии «Ревизор» автор представляет нам целый ряд государственных чиновников, живущих и служащих в небольшом провинциальном городке. Каждый из них...
  3. О чем мечтают герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» приобрела общественно-важное значение. Автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России. Местом действия в...
  4. Общечеловеческое значение характеров комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Замысел «Ревизора». Герои комедии. Отсутствие положительного героя. Типичность образов представителей крепостнической России. Городничий. Ляпкин-Тяпкин. Земляника. (Попечитель богоугодных заведений, доносчик и...
  5. Анализ комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», план Новаторство этого произведения Гоголя проявилось в целом ряде моментов. Это первая в русской литературе комедия, не имеющая положительного героя. Композиционно...
  6. Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал...
  7. Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Главным героем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже...
  8. Сочинение: Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор» Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него «хоть...
  9. Новаторство Гоголя в комедии «Ревизор» » Ревизор» — одно из ярчайших произведений рсской и мировой литературы. По силе и глубине, по художественному мастерству комедия стоит...
  10. Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова «Горе от ума» и Н. В. Гоголя «Ревизор» В начале своей пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголь рассказывает читателю о толстых и тонких чиновниках: именно эти физические качества, по...
  11. Мир чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Замечательная гоголевская комедия легко и свободно вводит читателя и зрителя в мир захолустного уездного городка, отдаленного от столиц и культурных...
  12. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укрепления самодержавия и господства крепостного права. Такой Порядок вещей, устраивавший правящую верхушку...
  13. Сочинение на тему: Значение развязки комедии Гоголя «Ревизор» Сам писатель считал, что единственным честным лицом в пьесе является смех. «Странно: мне жаль,- писал Гоголь в «Театральном разъезде»,- что...
  14. Сатира в комедии Гоголя «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» — замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти...
  15. Сочинение на тему: Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» По сравнению с предшественниками Гоголь внес много нового в разработку самого жанра комедии и деталей драматического произведения. Обратим внимание на...
  16. Образ уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» События комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» происходят в 1831 году в некотором уездном городе. Как сказал о нем городничий «Да,...
  17. Сочинение на тему: Почему пьеса Гоголя названа «Ревизор»? Отвечая на этот вопрос, нужно сказать, что хотя Хлестаков и не имеет никакого отношения к ревизору, но в течение всей...
  18. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сочинения по литературе: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой...
  19. МИРАЖИ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» Миражи, призраки, фантомы… Иногда трудно провести грань между фантасмагорическим и действительным, ибо вся наша жизнь наполнена иллюзиями. Так, пьесу Гоголя...
  20. История написания комедии Гоголем «Ревизор» Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С....
« Поэт и гражданин: Михаил Юрьевич Лермонтов
После чтения репортажа »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения