Сборник заданий для формирования устных вычислительных навыков у младших школьников
Устный счет 1-2 класс Автор: Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО «Ейский педагогический колледж «
Описание работы: данный сборник будет полезен учителям начальных классов для проведения устного счета в 1 и 2 классах. Многие задания можно использовать и в 3-4-ых классах, усложняя их соответственно, добавляя нужные примеры.
Задания для устного счета в 1 классе. 1. Рассели жильцов.
Цель: закрепление знаний о составе числа.
Это — числовой домик. На каждом этаже две квартиры. В треугольнике живет хозяин дома. На одном этаже может жить столько жильцов, сколько обозначает число — хозяин домика.
Ваша задача расселить жильцов.
2. Незадачливый математик.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания;
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
2+3=_ 3+_=4 _+8=9 4+_=7 4_3=1
_-4=4 7-_=2 9+_=9 _-6=3 7+_=1
9_2=7 5+_=9 2+_=5 3_5=8 3_3=0
Чуть в стороне прикалываются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и знаками и рисунок медвежонка. Детям предлагается ситуация: медвежонок решал примеры и ответы записывал на кленовых листочках. Подул ветер, и листики разлетелись.
Мишутка очень расстроился: как же теперь ему быть?
Надо помочь медвежонку вернуть листики с ответами на свои места.
Можно использовать данное задание на слайде. Очень удобно по щелчку возвращать нужные листочки с ответами на место
3. Забей мяч в корзину.
Цель: Закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания.
На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа. Задание: придумать как можно больше примеров, ответом на которые будет число над корзиной.
4. Расшифруй слово.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания. Решите примеры. Расшифруйте слово, расположив ответы в порядке возрастания.
4+3= и 7-2-1= н3-2+6=и 7+0+1-4=4 с
6-2= ж 5-4+1= о5+1+2=м 4-1+6-7=2 о
2+6= е 4-1-2= с9-3-3=ц 7-5+1+3=6 я
10-4=н 2+2+2= е8-5+1=н 2+3+4-8=1 р
7-4= о 3+4-2= ц4+3-2=а 9-9+5-0=5 и
10-5=е 4-3+2= л6+2-7=у 6-4+6-5=3 с
5-3= л
9-8= с
5. Задачи в стихотворной форме.
Цель: отработка навыков устного счета в пределах 20. Задачи читаются учителем вслух.
Пять малышек — медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
Скольким сон хороший снится?
Цапля по водешагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Шесть — под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Только точно!
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре два кузнечика
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в с хоре голосов?
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же — на спинку.
Сколько рыжиков везешь
На своих иголках еж?
Что так начало греметь?
Ульи строит наш медведь.
Ульев сделал он лишь семь-
На два меньше, чем хотел.
Сколько ульев хотел сделать мишка?
При решении более сложных задач можно выставить карточки с прозвучавшими в стихах числами. А знаки действия Дети ставят самостоятельно. Ветер дунул — лист сорвал
И еще один упал
А потом упало пять.
Кто их может сосчитать?
В кузове моем лежат.
Два опенка, пять маслят,
Пара рыжиковрумяных,
Сколько всех грибов, ребята?
Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Три несут былинку,
Пять несут иголки.
Сколько муравьев под елкой?
Забежал щенок в курятник,
Разогнал всех петухов.
Три взлетели на насест,
А один в кадушку влез,
Два — в раскрытое окно.
Сколько было их всего?
У меня стоят на полке
Два зеленых лягушонка,
Два медведя имышонка,
И чудесный кукушонок.
А еще стоит слоненок
И щенок с зашитым ухом,
Розовенькийпоросенок
С красной пуговкой на брюхе.
А теперь хочу послушать:
Сколько у меня игрушек?
Надоело нашей Леночке
По слогам слова читать.
Стала наша девочка
Водворе ворон считать:
«Одна на дереве сидит,
Еще однав окно глядит,
Три сидят накрыше,
Чтобы все слышать!»
Так скажите, сколько птиц
Насчитал наш ученик?
Полюбили ребятишки
Приключенческие книжки.
Прочитал десяток Коля,
Надве книги меньше — Оля,
Сосчитайте, ребятишки,
Все прочитанные книжки.
В»Газике» ехало семь пассажиров
На автостанции вышло четыре.
Двое в автобус вошли у вокзала.
Сколько людей в том автобусе стало?
6. Задачи на развитие логического мышления.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти
Иван царевич скакал на коне в Кощеево царство. Навстречу ему скакали на конях три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кощеево царство?
Кай и Герда одновременно построили крепости из снега, но Герда начала строить раньше Кая. Кто работал быстрее?
Даша и Маша получили в школе пятерки: одна — по математике, другая — по литературе. По какому предмету получила пятерку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?
Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса Барабаса в доме папы Карло. Один под кроватью, другой — в шкафу, а третий — в печке. Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Кто где спрятался?
В понедельник Незнайка нарисовал одного коротышку, во вторник — двоих, в среду — троих и так до конца недели. Сколько коротышек нарисовал Незнайка в воскресенье?
Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле?
Юра и Петя подошли к реке. Лодка, на которой можно переправиться, вмещает одного человека. И все же, без посторонней помощи, ребята переправились на этой лодке. Как им это удалось?
7. Задачи-шутки.
Цель: Развитие критического и логического мышления.
Три мальчика, Коля, Петя и Миша, отправились в магазин. По дороге они нашли 3 рубля. Сколько бы денег нашел один Миша, если бы он пошел в магазин?
3 товарища шли в школу на занятия во вторую смену и встретили еще двух товарищей — учеников первой смены. Сколько всего товарищей шло в школу?
Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько осталось свечей?
Что тяжелее — килограмм ваты или килограмм железа?
Шли 7 братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
Сколько орехов в пустом стакане?
Если съесть одну сливу, что останется?
Задания для устного счета во 2 классе. 1. Незадачливый математик.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания; умножения и деления.
На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:
66+21=_ 33_3=11100_9=90047_12=59
54_15=69 4_3=12 56_8=4866_1=66
_+34=76 43-_=8978+12=__+13=15
2. Лабиринт.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания.
Учащиеся должны пройти через двое ворот лабиринта таким образом, чтобы значение суммы равнялось 13.
3. Разгадайте ребус.
Цель: закрепление вычислительных приемов сложения и вычитания, развитие логического мышления.
_ _ — _ = 8
Возможны несколько вариантов ответов к ребусу:
10 — 2 = 8
11 — 3 = 8
12 — 4 = 8
13 — 5 = 8
14 — 6 = 8
15 — 7 = 8
16 — 8 = 8
17 — 9 = 8
4. Круговые примеры.
Цель: закрепление навыков вычитания и сложения круглых чисел.
Примеры подбираются так, чтобы число, получаемое в результате одного из них, являлось началом другого. Ответ последнего примера совпадает с началом первого.
5. Соедините числа с их суммой разрядных слагаемых.
Цель: закрепление разрядного состава двузначных чисел.
36 40 + 8
63 80 + 4
48 30 + 6
84 60 + 3
6. Соедините выражения с одинаковыми значениями, не вычисляя.
Цель: закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.
7 + 69 + 6
9 + 88 + 3
5 + 76 + 7
6 + 98 + 9
3 + 87 + 5
6. Прочитайте только примеры с ответом 50.
Цель: закрепление действий над круглыми числами;
20 + 30 80 — 40
20 + 20 70 — 20
10 + 40 90 — 30
60 — 20 40 + 10
30 + 20 70 — 30
40 + 20 90 — 40
7. Задачи на сравнение.
Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Чем похожи числа?
А) 7 и 71;
Б) 77 и 17;
В) 31, 38, 345;
Г) 24, 54, 624;
Д) 5 и 15;
Е) 12 и 21;
Ж) 20 и 40;
З) 333 и 444.
2. Чем похожи и чем отличаются числа?
А) 5 и 50;
Б) 17 и 170;
В) 201 и 2010;
Г) 8 и 800;
Д) 14, 16, 20, 24.
3. Сравнить числа:
А) 26 и 4;
Б) 31 и 48.
4. Сравнить фигуры:
А) треугольник и четырехугольник;
Б) круг и квадрат;
В) прямоугольник и квадрат;
Г) прямоугольник и ромб.
8. Математические выражения.
Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Даны математические выражения: 3 + 4 и 1 + 6
Сравнить их между собой.
Ответ:
1) одинаковый знак действия ;
2) первые слагаемые меньше вторых;
3) первые слагаемые — нечетные числа, а вторые — четные;
4) в каждом выражении по два слагаемых;
5) результаты сложения одинаковые.
2. Даны математические выражения, сравнить их между собой.
А) 7 — 2 и 9 — 4;
Б) 15 : 3 и 25 : 5;
В) 5 — 6 и 15 — 2.
9. Сравнение чисел и фигур.
Цель: Развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Назвать группу чисел одним словом:
А) 2, 4, 7, 9, 6;
Б) 12, 18, 25, 33, 48, 57;
В) 231, 564, 872, 954.
2. Назвать группу чисел одним словом:
А) 2, 4, 8, 12, 44, 56;
Б) 1, 13, 77, 83, 95.
3. Назвать группу предметов одним словом:
А) треугольник, квадрат, круг;
Б) квадрат, прямоугольник, ромб.
10. Задания на нахождение лишнего числа.
Цель: развивать умение находить сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
1. Даны числа: 1, 10, 6.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
Например:
1) лишним может быть 1, так как это нечетное число, а 6 и 10 — четные;
2) лишним может быть 10, так как оно двузначное, а 1 и 6 — однозначные;
3) лишним может быть 6, так как для написания чисел 1 и 10 использована единица.
2. Даны числа 6, 18, 81.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
Например:
1) лишним является 6, так как оно однозначное, а 18 и 81 — двузначные;
2) лишним является 81, так как оно нечетное, а 6 и 18 — четные;
3) лишним является 6, так как для написания 18 и 81 использованы цифры 1 и 8;
4) лишним является 81, так как числа 6 и 18 делятся на 2 и на 6 ;
5) лишним является 6, так как числа 18 и 81 делятся на 9 .
3. Даны числа: 48, 24, 9.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
4. Даны числа: 25, 5 36.
Объединяя два числа в пары, ответить, какое число является лишним.
5. Из ряда чисел или математических понятий выделить четыре, обладающих общим свойством. Пятый элемент этим свойством не обладает.
А) 4, 6, 8, 7, 35;
Б) 2, 44, 22, 8, 9;
В) 3, 5, 44, 7, 13;
Г) 300, 35, 44, 37, 29;
Д) квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, круг;
Е) луч, ромб, квадрат, многоугольник, прямоугольник;
Ж) сумма, разность, произведение, слагаемое, частное;
З) слагаемое, делитель, вычитаемое, сумма, делимое.
11. Ребусы.
Цель: развитие логического мышления, устной речи.
Вы 3, 100 л, 3 тон, 100 лб, по 2 л, с 3 жка, 100 лица, ус 3 ца, мо 100 вая, 3 котаж, за 100 лье, смо 3 т, геоме 3 я, сес 3 ца, 1 аковые, р 1 ка, про 100, с 3 ж, о 5, на 100 й, за 1 ка, 1 очество,100 п, 2 шут, па 3 от, кар 3 дж.
12. Задания, развивающие логическое мышление.
Цель: развитие наблюдательности, абстрактного мышления.
1. Продолжить ряды чисел вправо и влево , установив закономерность в записи чисел:
А) …5, 7, 9, …;
Б) …5, 6, 9, 10, …;
В) …21, 17, 13, …;
Г) …6, 12, 18, …;
Д) …6, 12, 24, …;
Е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, …;
Ж) 0, 1, 4, 9, 16, …;
Ответы:
А) 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, …;
Б) 1, 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, …;
В) 29, 25, 21, 17, 13, 9, 5, 1;
Г) 0, 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, …;
Д) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192, …;
Е) 0, 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17, …;
Ж) 0, 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, …;
2. Даны ряды чисел. Необходимо заметить особенность составления каждого ряда и записать в нем 4 следующих числа:
А) 6, 9, 12, 15, 18, 21, …;
Б) 5, 10, 15, 20, 25, 30, …;
В) 3, 7, 11, 15, 19, 23, …;
Г) 16, 12, 15, 11, 14, 10, …;
Д) 25, 24, 22, 21, 19, 18, …;
Ответы:
А) 24, 27, 30, 33;
Б) 35, 40, 45, 50;
В) 27, 31, 35, 39;
Г) 13, 9, 12, 8;
Д) 16, 15, 13, 12.
13.Логические задачи
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти
Нарезной батон и пачка сахара весят больше, чем тот же батон и коробка конфет. Что весит больше — сахар или конфеты?
Сколько раз нужно отрезать, чтобы веревку длиной в 10 см. разделить на части по 2 см. каждая?
Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына — Алексей Иванович. Как зовут гражданина?
Маша, Даша и Лена готовили на кухне. Кто-то варил кашу, а кто-то пек печенье. Маша не варила кашу.
Даша работала вместе с Машей, а Лена — отдельно. Что делала каждая девочка?
Таня, Дима и Маша устроили соревнование. Один из учеников решил 15 примеров, второй — 17, а третий — Сколько примеров решил каждый школьник, если Маша решила примеров меньше, чем Дима, а Дима меньше чем Таня?
Сборник заданий для формирования устных вычислительных навыков у младших школьников