Сборник «Звезда Пресветлая»
В большей мере, чем «Великое Зерцало», светским элементом проникнут очень популярный, особенно в средние века, сборник, в латинском тексте озаглавленный «Gesta Romanorum» и содержащий в себе повести мнимоисторического характера, в частности из римской жизни, откуда и самое название сборника.
Сформировался он в Англии под пером неизвестного составителя, видимо, уже в XIII в. В основу его положены были выборки из латинских авторов — Валерия Максима, Авла Геллия и др., а также легендарные повести, возникшие в разное время как на Западе, так и на Востоке, в частности пятнадцать повестей, уже вошедших в популярный средневековый сборник XI в. «Discipline clericalis» Петра Альфонса, служивший иллюстративным материалом для проповедников, точно так же как такими же материалами должны были по своему основному заданию служить и «Gesta Romanorum», в которых почти все повести сопровождаются моралистическими толкованиями в духе христианской доктрины.
Многочисленные рукописные списки памятника на Западе, из которых почти каждый отличался один от другого по составу входящих в него повестей, дошли до нас начиная с XV в. С того же времени вплоть до XVIII в. появляются на Западе разнообразные печатные публикации сборника, У нас он под заглавием «Римские Деяния» был переведен с польского оригинала, впервые напечатанного в середине XVI в. и озаглавленного «Historye Rzymskie» (рукописных польских текстов памятника, очевидно, не существовало). Точно установить, с какого именно издания сделан был русский перевод, еще не удалось, но есть основания думать, что он восходит к краковскому изданию 1663 г. В одном из русских списков «Деяний» есть указание на то, что перевод «з друко-ванной (печатной) новой польской книжицы» был сделан в 1681 г., в двух других время перевода датируется 1691 г.
Несмотря на ряд текстовых вариантов в сохранившихся русских списках сборника, есть все основания полагать, что русский перевод был всего один. Так заставляет думать совпадение отдельных русских списков в расположении глав, с одинаковыми отступлениями от польского оригинала, а также характерные словарные совпадения по спискам в передаче тех или иных польских слов, в том числе совпадения и в ошибочной передаче выражений оригинала, затруднявших переводчика. Наличие в наших списках текстовых вариантов объясняется, вероятно, тем, что отдельные переписчики вновь сверяли имевшийся перевод с польским текстом.
Количество повестей, вошедших в русские списки «Деяний», неодинаково, но оно не превышает тридцати девяти. Столько же повестей заключалось и в польском тексте, лишь в сокращении использовавшем свой латинский оригинал, где находилось около ста восьмидесяти рассказов.
Если не считаться с расположением материала, русские списки почти совпадают с польским оригиналом. Только одна повесть, находящаяся во всех русских списках,- «Приклад, чтоб лакомства остерегались» — отсутствует в польском тексте, и первая повесть его, «О унижении суетной хвалы», имеется лишь в двух русских списках. Перевод сборника сделан был, видимо, в Белоруссии, судя по значительному количеству польских синтаксических оборотов в переводе. Некоторые повести, находящиеся в русских списках «Римских Деяний», были известны в переводах на русский язык еще до появления у нас сборника. Таковы повести об Аполлоне Тирском, об Алексее — человеке божием, Евстафии, папе Григории, но составитель сборника этими переводами не воспользовался и все указанные вещи перевел заново.
Сборник «Звезда Пресветлая»