Сцена чтения пушкинского стихотворения
Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается еще в шестой главе со слов Коли Иволгина, обращенных к Аглае Епанчиной: «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного». Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или еще про одно лицо». Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном», подразумевая под ним Мышкина.
Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь. Эпизод в романе выполняет две функции.
Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка: А. М. Д. своею кровью Начертал он на щите.
Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А. М. Д. на буквы Н. Ф. Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: «…Этому бедному рыцарю уже все равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он ее выбрал и поверил ее «чистой красоте», а затем уже преклонился пред нею навеки…» Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать.
В «рыцаре же бедном», по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что «такие чувства оставляют по себе черту глубокую». В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «…В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь». Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя».
По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае — предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны. Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, — помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот»,- пишет Ф. М. Достоевский Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков.
К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот — один из важнейших. Достоевский смотрел на «Дон-Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы.
Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду. Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием.
Для писателя действия Дон-Кихота — прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон-Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.
Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет «голубиное сердце» Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол.
Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, — Настасья Филипповна. Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором.
Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя «комментария» и заставляет стать одним из участников диалога.
Сцена чтения пушкинского стихотворения