• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > “Сцены из рыцарских времен” Пушкина

 

“Сцены из рыцарских времен” Пушкина

Работа Пушкина над этим замыслом ограничилась лишь первоначальным планом, написанным на французском языке, и набросками отдельных сцен, написанных прозой. Заглавия драмы самим Пушкиным не дано. “Сценами из рыцарских времен” были названы в “Современнике” фрагменты этой прозаической драмы, впервые напечатанные там через два месяца после смерти Пушкина.

Замысел Пушкина имеет мало общего с замыслом подлинно исторической драмы, характеризующей эпоху феодализма непременно во Франции, или непременно в Германии, или в какой-либо другой стране, как историческая трагедия о Борисе Годунове характеризует именно русскую действительность. В этом отношении “Сцепы из рыцарских времен” по характерной условности своей образной системы, сквозь которую просвечивает обобщенная историко-философская концепция, несомненно, гораздо более близки к “Маленьким трагедиям”, нежели к “Борису Годунову”.

Эпизоды борьбы вассалов с рыцарями, изображенные в “Сценах из рыцарских времен”, не являются характерными для одной Франции. Крестьянские войны с феодалами столь же характерны и для Германии. В действительности на основании прямых указаний текста драмы крайне затруднительно точно определить место действия “Сцеп из рыцарских времен”. Это показательно, как свидетельство того, что для Пушкина этот вопрос не имел принципиального характера, ибо “Сцены из рыцарских времен” не являются исторической драмой в обычном понимании слова – это социально-философская драма широчайшего обобщения, непосредственно выраставшая из размышлений Пушкина о путях развития западноевропейского и русского историко-социального процесса.

Мир феодалов охарактеризован в драме немногими, но яркими чертами. За пышностью замков и великолепием турниров скрывается полное отсутствие средств. При нищете вассалов единственный способ рыцарской добычи – грабежи на больших дорогах. Миру феодалов противостоит мир поднимающейся и богатеющей буржуазии.

Одним из центральных эпизодов “Сцен” является эпизод крестьянского восстания против феодалов, организованного поэтом Францем. Типичное для всякой крестьянской войны вооружение повстанцев – дубины и косы – противопоставлено в этом эпизоде железным латам рыцарей. Латы спасают жизнь рыцарей, но численный перевес крестьян все же приводит их к победе над облеченными в железо феодалами. Однако реальная сила повстанцев, обусловленная численностью, аннулируется их полной неорганизованностью и привычным страхом перед феодалами. Крестьяне, одержав фактическую победу, разбегаются при появлении новой небольшой группы рыцарей.

Однако феодализм, несмотря на железные латы рыцарей и их крепкие замки, в конце драмы оказывается все же побежденным. То, чего не мог осуществить прямой удар неорганизованной крестьянской стихии по феодализму, было осуществлено носителем просвещения и интеллекта Бертольдом, мысль которого, воплощенная в изобретенном им порохе, заставляет разлетаться крепкие замки феодалов. Из феодальной тюрьмы освобождается не только сам ученый, но и поэт Франц. Это – в пушкинской драме – делает их обоих соучастниками общего движения “дружины ученых и писателей, какого б рода они ни были”, которая “всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности”.

В этой “дружине ученых и писателей” Пушкин и усматривал залог движения к будущему, так как, по его мнению, перед всесокрушающей мощью прогрессивной человеческой мысли меркнет вся сила любого правления и любой “аристократии породы и богатства”.

Нет сомнения в том, что острейшие проблемы общественного развития, положенные Пушкиным в основу его последнего драматургического замысла, имели глубоко современный характер как для самого Пушкина, так и для всего его времени, ибо все более и более возраставшее политическое и культурное значение того разночинного слоя, о котором говорил Пушкин, свидетельствовало о начале нового социального процесса, в недалеком будущем приведшего к полному вытеснению дворян разночинцами в нашем освободительном движении. Предшественником вытеснения дворян разночинцами в русском освободительном движении явился, еще при жизни Пушкина, молодой Белинский.

Глубочайшее общественно-политическое содержание замысла “Сцен из рыцарских времен” остро ощущал Чернышевский. Давая общую оценку некоторым произведениям: Пушкина, которые по тем или иным причинам остались незаконченными, Чернышевский писал: “Но поразительнее всего пример, представляемый “Сценами из рыцарских времен”. Это произведение яснее всего показывает, что существенная красота заключена не в словах, которыми умеет гениальный писатель облечь свои мысли, а в том гениальном развитии, которое получает мысль в его уме, воображении, соображении,- назовите это, как хотите,- в художественности, с какою представляется ему план, а не в выражении… Не знаем, насколько развился бы этот план при полной обработке; не знаем, как прекрасна была бы драма тогда; но теперь в “Сцепах из рыцарских времен” мы имеем одно из превосходнейших произведений Пушкина… Если бы можно было вполне высказывать свои мнения, то мы сказали бы даже, что “Сцены из рыцарских времен” должны быть в художественном отношении поставлены не ниже “Бориса Годунова”, а быть может, и выше”.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


“Сцены из рыцарских времен” Пушкина

Другие сочинения по теме:

  1. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”? Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет...
  2. Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти рыцарство, скрепленное системой вассалитета...
  3. Три цикла средневековых рыцарских романов: (по Вл. Лукову) Романы Бритонского цикла – Артуровы легенды, впервые легенды о короле Артуре (культское происхождение). Но литературное оформление Артур получает во французской...
  4. Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2) 30-е годы воспринимаются своеобразным периодом подведения итогов советской прозы, ибо именно в эту пору получают завершение крупнейшие эпопеи, нача­тые в...
  5. Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина “Русалка” “Русалка” – опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба...
  6. Как происходит смена времен года Как происходит смена времен года Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли...
  7. Сборник “Сказки моей матушки гусыни, или истории прошлых времен с поучениями” В печати сказки Перро стали появляться с 1691 года, а в 1697 году они составили сборник “Истории, или Сказки прошлых...
  8. Действующие лица сцены в салоне Анны Павловны Шерер В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла. Это можно сказать о “Мертвых душах”, “Преступлении и наказании”,...
  9. Какие цвета у времен года в природе Какие цвета у времен года в природе Облик природы неповторим и разнообразен, даже обычное дерево в саду или небольшой куст...
  10. Диалог времен и культур в лирике О. Э. Мандельштама Центральной темой творчества О. Э. Мандельштама является тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и отечественной культуры. В своем...
  11. Сцены из английской жизни в творчестве Диккенса Сочинение по роману “Посмертные записки Пиквикского клуба”. Воспоминания о “жестокой сердцем маленькой женщине” вдохновят его на создание образов героинь “Дэвида...
  12. Анализ финальной сцены романа “Мастер и Маргарита” В трех ипостасях предстает в романе царь тьмы, черный маг: и как соблазнитель, и как спаситель, и как, это подчеркнем...
  13. Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма В литературе 30-х годов получают дальнейшее худо­жественное развитие проблемы, которые волновали со­ветских писателей ранее. Не случайно ряд крупнейших произведений, задуманных...
  14. Из истории жизни Пушкина, облик Пушкина в живописи С начала 80-х годов прошлого века сюжет дуэли, события, ей предшествовавших и последовавших за ней, становились предметом интереса живописцев. Одним...
  15. Тема урока. Как вращается земля. Изменение дня и ночи. Изменение времен года Цель: сформировать представление об изменениях дня и ночи, временах года на земном шаре; продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. Оборудование:...
  16. Рыцарство и антирыцарство в трагедии А. С. Пушкина “Скупой рыцарь” Сочинения по литературе: Рыцарство и антирыцарство в трагедии А. С. Пушкина “Скупой рыцарь” Эпоха средневековья – это благородный и возвышенный...
  17. Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить Лирика Пушкина О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это...
  18. “Каменный гость” – перл создания Пушкина Для Белинского “Каменный гость” – “перл создания Пушкина”. Критик утверждал, что произведение это “в художественном отношении есть лучшее его создание”....
  19. История Пугачева и “Капитанская дочка” А. С. Пушкина Пушкин – “взыскательный художник”, очень строго относившийся к тому, что писал, но о двух своих вершинных творениях, как поэта-стихотворца,- романе...
  20. Принцип показа характеров в трагедиях Пушкина Завершающая ремарка “Бориса Годунова”: “Народ безмолвствует” – ставит зрителей и читателей перед сложнейшей проблемой, решение которой, однако, не дано, а...
« Краткое содержание романа Астафьева “Прокляты и убиты”
Рассказы и повести классиков зарубежной литературы »



  • Новые сочинения:

    • Детские повести “Бумажные кораблики”
    • Советы написания сочинений для 7-го класса
    • Вишневый сад – один из сложнейших символов нашей литературы
    • Гуманизм в тупике
    • Философские вопросы в драме “Жизнь есть сон”
    • Истолкование драмы Софьи и ее “горя от любви”
    • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
    • Борьба направлений в литературе и критике 1855-1858 годах
    • Хрестоматия литературы: Н. В. Гоголь в Киеве
    • Связь образов пьесы “Вишневый сад” с современностью
Карта сайта


© 2009-2017 | Экзаменационные сочинения