Сегодня и всегда
Проза о Великой Отечественной войне
Много лет читаю для учителей Пермского края лекции о художественной литературе, посвященной Великой Отечественной войне, и непременно слышу вопрос: что нового, заслуживающего внимания появилось в современной военной прозе? Лет двадцать-тридцать назад ответ никаких затруднений не вызывал: я перечислял наиболее значительные, на мой взгляд, произведения, опубликованные за последнее время, и комментировал их.
Сегодня такой простой ответ невозможен. Само понятие «современная» применительно к литературе о Великой Отечественной войне усложнилось. Его привычный хронологический смысл неожиданно расширился, потребовалось его дополнение идейно-познавательной мотивировкой.
Объясняется этот феномен… впрочем, обо всем по порядку.
Напомню, что первый после Победы успех к прозе о войне пришел в 1946 году. Естественный и необходимый во время войны патриотически-пропагандистский пафос уступает место достоверному изображению того, «как это было». В русле исследования проблемы «человек и война» написаны художественно совершенные произведения, ставшие со временем классикой военной прозы: повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Звезда» и «Двое в степи» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, рассказ «Возвращение» А. Платонова.
Их авторы первыми откликнулись на общественные ожидания правды о только что отгремевшей войне. На первый план в этих произведениях вышли безупречная точность в изображении фронтовой реальности и ее нравственно-гуманистическое осмысление.
Суть этой литературной традиции позже сформулирует К. Симонов, сказав, что книги о войне читаются с интересом тогда, когда в них есть какие-то человеческие, нравственные, психологические проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой
Сегодня и всегда