Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс
Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс
Описанный здесь урок посвящен изучению одной из наиболее сложных тем школьной программы: поэзии Серебряного века. Сложность ее обусловлена тем, что учащиеся далеко не всегда подготовлены к восприятию этой достаточно специфичной поэзии. Возможно, облегчить ученикам постижение особенностей стихотворений этого периода может суммирование знаний из области теории литературы, полученных ими ранее.
Повторительное обобщение этих знаний целесообразно провести в форме двухчасового семинара.
Подготовка к семинару
Класс делится на группы, каждая из которых получает задание напомнить определение какого-то термина, объяснить его значение и проиллюстрировать примерами. Обязательным требованием является ограниченность иллюстративного материала поэзией Серебряного века. Поиски нужных примеров заставляют ребят окунуться в мир, с которым им предстоит познакомиться.
Представляется также важным, что в течение полутора часов стихи звучат из уст как учителя, так и самих учеников.
Имена поэтов называются ученикам заранее, одной из важнейших целей семинара является ознакомление с новыми именами, поэтому предпочтительны примеры не только из поэзии тех, чье творчество позднее изучается монографически, но и тех, кто обычно только упоминается . Это расширяет кругозор учеников.
Первый урок
Вступительное слово учителя
Мы приступаем к изучению поэзии начала ХХ века. Этот период в истории литературы был настолько специфичен, что получил особое название — Серебряный век русской поэзии . Это время так названо, может быть, потому, что ведущая роль в его культуре принадлежала поэзии. За короткий промежуток времени — 1890-1910-е годы — появилось много разных по мироощущению чрезвычайно одаренных поэтов. Но дело не только в самом факте их рождения .
В поэзии Серебряного века много отличительных черт. Одна из них — внимание к тому, что называется «литературной формой».
Культуре того времени был свойствен пристальный интерес к назначению поэзии, к тому, как она создается и почему воздействует на читателя и слушателя. Эти вопросы поднимались не только в критических статьях, научных исследованиях и литературных манифестах, но и отражались непосредственно в художественном творчестве. Далеко не случайно В. Брюсов открывает свой первый сборник «Сонетом к форме», а К. Бальмонт пишет стихотворения под названием «Гармония слов», «Как я пишу стихи», «Глагольные рифмы», «Заветная рифма» .
Эстетическая тематика занимает немалое место и в творчестве Н. Гумилева, О. Мандельштама, А. Ахматовой, И. Северянина и других.
Разумеется, и у Пушкина есть стихи, посвященные жанру сонета, строфе, размеру и рифме. Но Пушкин писал в эпоху, когда русский литературный язык лишь складывался, что совпало с расцветом нашей поэзии. А к началу ХХ века она уже существовала более полутора веков; ей были знакомы различные стили и течения, она уже имела и опыт теоретического осмысления, и традицию поэтического перевода, и собственную, русскую систему стихосложения.
Наконец, в ней уже звучали и Державин, и Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, и Баратынский, и Тютчев, и Фет и многие другие. Их опыт активно осмыслялся поэтами Серебряного века с понятной целью сказать свое новое слово. При их осмыслении сухие теоретические формулы и понятия воспринимались как живые, «одухотворенные» реалии, которые могут навязывать художнику свою волю, а могут мстить за неумение ими овладеть.
Знание ремесла и понимание органичности формы рождало другую черту — чуткость к иному художественному миру. Очень много в поэзии того времени произведений, посвященных и обращенных к другим поэтам, предшественникам и современникам. Само по себе это опять же не странно и не удивительно, но замечательна проницательность авторов, осмысляющих чужую судьбу, в чем им помогало видение тонкостей поэтического склада.
Когда читаешь Гумилева об Анненском — слышишь Анненского, Ахматову о Блоке — представляешь Блока, Брюсова о Лермонтове — понимаешь Лермонтова, Бальмонта о Тютчеве — вспоминаешь Тютчева, Цветаеву о Маяковском — узнаешь последнего .
Поэзия Серебряного века создавалась образованными людьми и искушенными читателями. Она не проста для понимания, редко гармонична. Как всякая поэзия, она воспринимается сначала сердцем и ушами, а потом головой.
Но для более адекватного ее понимания могут быть полезными знания из области теории литературы.
Ход урока
Начать семинар целесообразно с вопроса, чем поэзия отличается от прозы. Вопрос адресуется ко всему классу. При затруднении можно напомнить, что поэтическая речь родилась из песни, что поэзию часто сравнивают с музыкой.
Можно рассказать о том, как, по воспоминаниям современников, Маяковский «вышагивал», а Мандельштам «выборматывал» свои стихи.
Из чего же складывается «музыка стиха»?
Прежде всего стихотворная речь отличается особой Ритмической организацией. Она отражена в системе русского стихосложения. Одна из групп воспроизводит на доске опорный конспект, данный ранее или подготовленный с учениками специально к этому уроку.
Семинар по поэзии Серебряного века. 11-й класс