Семья и общество. в пьесах «Гроза» и «Лес»
Сама по себе Пьесса «Гроза» — это предсказание, предчувствие какого-то взрыва, каких-то перемен, какой-то грозы. Такой переменой можно считать реформу 1861 года, отменившую крепостное право и тем самым разрушившую основу, на которой держалась власть описанных в «Грозе» калиновских самодуров Кабановой и Дикого. Но важен даже не сам факт отмены крепостного права, а то, что этой реформе сопутствовали глобальные внутренние изменения в обществе, накапливавшиеся десятилетиями. В те времена Россия медленно, но верно переходила от феодализма к капитализму. При капитализме каждый живет сам для себя, семейные связи здесь не важны, и, естественно, патриархальный семейный уклад начинает разрушаться.
Но пока это только тенденции, Кабановы и Дикие всеми силами пытаются сохранить или, по крайней мере, создать видимость сохранения семейного уклада. И им это неплохо удается, потому что их Дети, воспитанные ими же, не могут идти против своих родителей, хотя интуитивно прекрасно понимают, что то, что было необходимо и правильно в пятнадцатом или шестнадцатом веке, выглядит нелепо в середине девятнадцатого. Но они, как уже было сказано, слишком слабы. Но вот прошло двенадцать лет. Что за это время стало с Кабановой и Диким?
Может быть, они умерли, может быть, изменились и стали похожими на госпожу Гурмыжскую, но главное, что они исчезли из жизни своих детей. И вот эти дети, оставшись одни в этом «лесу», как назвал его Островский, пытаются выжить в условиях разрушенного помещичьего уклада, но у них ничего не выходит. Почему?
Их беда в том, что они выросли в «лесу», в обществе, полностью изолированном от реального мира, где господствовали патриархальные порядки, куда новости приходили от странницы Феклуши. В «Лесе» мы видим, как патриархальная русская Семья рушится, сама себя истощив. Да и разве можно назвать семьей союз пятидесятилетней женщины и гимназиста-недоучки? В «Грозе» описано огромное, неразрушимое «темное царство». Только-только начали загораться светлые искорки самосознания у его отдельных обитателей.
В «Лесе» же описано уже разрушающееся «темное царство». Оно еще сохраняет некоторые свои качества, но уже не имеет прежней силы. В «Грозе» «темное царство» представляет абсолютное большинство: Дикой, Кабанова, Феклуша, Тихон; в «Лесе» от всего «темного царства» осталась только Гурмыжская , да некоторые помещики, особой власти не имеющие. А герои , не желающие подчиниться чужой воле, могут просто уйти из «леса».
На примере «Грозы» и «Леса» мы можем видеть эволюцию строя России. Это отражается не только на семье, но и на жизни всего общества. За двенадцать лет произошел полный распад патриархального семейного уклада в провинции.
Тема благодатная — можно было бы написать большое эпическое произведение, отразившее все эти события, но в том, наверное, и состоит гений Островского, что ему удалось отразить целую эпоху в двух пьесах.
Семья и общество. в пьесах «Гроза» и «Лес»