Шекспир — гениальный английский драматург
Фигура Шекспира вот уже несколько столетий привлекает внимание ученых, писателей, поэтов, публицистов. Существует огромное количество научных, художественных, научно-популярных произведений о Вильяме Шекспире, творчество которого является вершиной английского Возрождения и мировой драматургии. Шекспир сумел воплотить мысли, верование, разногласия, проблемы в свое время в образы впечатляющей силы. Жизнь общества и жизнь человека он представил такими сильными, яркими типами и коллизиями, что мир его произведений живет и ныне, его пьесы и сегодня современные и актуальные. Много шекспировских героев приобрели общее значение: о влюбленных мы говорим: «Ромео и Джульетта»; о ревнивце — «Отелло», о моральных сомнениях — «гамлетовские вопросы». Получили статус фразеологизмов названия некоторых его пьес: «Сон летней ночи», «Много шума напрасно», «Укрощение строптивой».
Шекспир создавал во времена правления Елизаветы І (1558 — 1603). На Украине интенсивно развивались торговля и промышленность. После победы над Испанией изменились международные позиции Англии, расширялись ее колониальные владения. Произведения Шекспира отличаются высоким художественным мастерством, искренним гуманизмом, глубоким умом. Мастерство в изображении тонких чувств, широта в создании характеров объединяются с впечатляющим размахом мысли, эрудицией, остротой затронутых проблем.
Комедии Шекспира несравненны за жизнеутверждающей силой, остроумием, утонченностью. В каждой строке звучит насмешка над фарисейским мировоззрением, возвеличивание великодушия, благородства, дружбы, любви, искренних чувств и настоящей свободы. И все же в комедиях можно найти и следы тревоги, грусти, сомнений — мотивы, которые перерастут в трагедиях в острое ощущение несовершенства мира.
Трагедии Шекспира масштабные, грандиозные за своими конфликтами, необыкновенные за силой чувств героев. Драматург показывает не только внешнюю, а и внутреннюю, духовную борьбу человека. Его герои неоднозначные: в положительных можно найти недостатки, в отрицательных — добродетели. Шекспир ставит наиболее глобальные жизненные вопросы и дает на них глубокий и мудрый ответы.
Шекспир не обнаруживал особого интереса к опубликованию своих произведений. Уже после его смерти все они были собраны и изданные двумя актерами шекспировского театра. Сборник приоткрывался стихом английского драматурга, младшего современника Шекспира Бена Джонсона, чьи слова взяты за эпиграф к нашему уроку.
Первые переводы Шекспира на украинском языке принадлежат Пантелеймону Кулишу и Михаилу Старицкому. Другие драматические произведения Шекспира перекладывали Иван Франко, Юрий Федькович, Павел Грабовский, Максим Рыльский, Иван Кочерга, Юрий Клен и прочие. К выдающимся принадлежат переводы Тодоси Осмачки («Макбет», «Король Генри IV»), Ирины Стешенко («Отелло»), Григория Кочура(«Гамлет»), Николая Лукаша («Двое синьоров из Вероны»), Николая Бажана («Буря»). Скульптурное изображение великого поэта размещено в национальной усыпальнице Англии в знак почета. А похоронен Шекспир в церкви святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне. Ежегодно могилу гения посещает около 100 тысяч людей. Шекспира считают гениальным английским поэтом и драматургом эпохи Возрождения, так как он не имел себе равных за способностью углубления в человеческую психологию, ее самые потаенные уголки: опоэтизировал человека, и красоту его чувств; совершенно владел мастерством драматурга.
Всего Шекспиром было написано 154 сонета. Большая их часть была создана в 1592 — 1599 гг. Впервые они были опубликованы в 1609 году. Весь цикл сонетов Шекспира делится на отдельные тематические группы. Тематически весь цикл принято делить на две группы: считается, что первая (1 — 126) обращенная к приятелю поэта, вторая (127 — 154) — к его любимой — Смуглой леди. Стих, который разграничивает эти две группы (возможно, именно через свою особую роль в общем ряде), строго говоря, сонетом не является: в нем лишь 12 строк и сопредельное расположение рифм.
Форма сонета под пером Шекспира стала популярной среди английских поэтов. Она вмещает в себе огромную гамму ощущений и мыслей — от интимных сочувствий к глубоким философским раздумьям и обобщениям. Исследователи отмечают тесную связь сонетов и драматургии Шекспира. Эта связь оказывается не только в органическом сплаве лирического элемента с трагическим, но и в том, что идеи, страсти, которые властвуют в шекспировских трагедиях, живут и в его сонетах. Так же, как в трагедиях, Шекспир поднимает в сонетах проблемы бытия, которые волнуют человечество, ведет речь о счастье и смысле жизни, о соотношении времени и вечности, о бренности человеческой красы и ее величие, об искусстве, которое способно одолеть неумолимое течение времени, о высокой миссии поэта.
Вечная неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетенная с темой дружбы. В любви и дружбе поэт находит настоящий источник творческого вдохновения независимо от того, приносят ли они ему радость и блаженство, или заставляют переживать мучения ревности, печаль, душевные терзания.
Лейтмотив скорби о бренности всего земного, несовершенство мира не поднимает гармоничность его мироощущения. Иллюзия замогильного блаженства чужая ему — человеческое бессмертие он видит в славе и потомках, советуя другу увидеть свою молодость воскрешенной в детях.
Образ любимой в сонетах Шекспира подчеркнуто нетрадиционный. Если в сонетах Петрарки и его английских последователей (петрарковцев) привычно прославлялась золотоволосая, похожая на ангела, гордая и неприступная красавица, то Шекспир, наоборот, посвящает ревнивые укоры «смуглой леди» — непоследовательной, которая подчиняется только голосу страсти. Ее образ не является портретом завершенной красавицы. Поэт не боится подчеркнуть, что его сердцу пусть милее обычная земная женщина.
Шекспир писал сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в торжество гуманистических идеалов. Любовь и дружба в эту пору становятся, как в драме «Ромео и Джульетта», силой, которая утверждает гармонию противоположностей. Разлад Гамлета с Офелией еще впереди. Минует несколько лет — и победа гуманистического идеала отойдет для Шекспира в далекое будущее. Самое приметное в сонетах Шекспира — постоянное ощущение внутреннего разногласия человеческого чувства: то, что является источником высочайшего блаженства, неизбежно порождает страдание и боль, и, наоборот, в тяжелых мучениях рождается счастье.
Шекспир — гениальный английский драматург