• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Школьная история: воспитание чего?

 

Школьная история: воспитание чего?

Школьная история: воспитание чего?

Не привлекла внимания читателей «2000» знаковая статья Е. Отина из Донецка «А мы историю, представьте, не учили» . Такое впечатление, что педагоги-ческие чиновники периодику вообще не читают и тем более не желают знакомить обще-ство с идеями и мыслями, бродящими в их начальственных головах. Впрочем и общество, похоже, не сильно волнует положение дел на «ниве народного просвещения».

Общество с серьезнейшим видом следит за многомесячным дешевым политическим водевилем, который неуклонно подвигает Украину к расколу и экономическому краху.

Судьба идеи донецкого учителя А. Федонина о новой концепции преподавания истории симптоматична. Она показывает как чиновничество, под флагом борьбы за независимость и за Патриотизм, губит все живое, творческое, еще кое-где проявляющееся в нашей непо-воротливой, заскорузлой и гниющей системе школьного образования.

Еще 150 лет назад выдающийся публицист и мыслитель Д. И. Писарев писал: «Исто-рические и географические знания гимназистов составляют самый печальный оптический обман». Многое изменилось за это время. Только вот слова Д. И. Писарева злободневны и ныне.

Научный и технологический прогресс неминуемо вызывает и определенные изменения в общественном сознании. Но, похоже, что философия образования в нашей стране замерла и в течение многих десятков лет, а то и веков, остается неизменной. Особенно это касает-ся преподавания истории в школе.

Присмотритесь повнимательнее к содержанию курса истории общеобразовательной школы . Это бесконечное, иной раз и восторженное, повествование о кон-фликтах между народами, о восстаниях, войнах, революциях или подготовке к ним. Стра-ницы учебников истории переполнены кровью и ненавистью.

Так что объективности ради, этот школьный предмет следует называть не историей, а политической конфликтологией. В нынешнем виде школьная история, с точки зрения толерантности является учебным предметом с прямо противоположной задачей, а именно: под флагом национальной гордости и патриотизма воспитание нацио-нального высокомерия, чувства превосходства над другими народами и безграничной ненависти по признаку «свой — чужой».

Вот и возникают проклятые вопросы: а следует ли детей и подростков обучать этой по-литической конфликтологии? Что они могут вынести для себя, изучая этот предмет? На мой взгляд, только глубокое убеждение в том, что местные и глобальные вопросы ус-пешно решаются только грубой силой, циничным попранием законов и норм морали; что «у сильного всегда бессильный виноват»; что «победителей не судят» и подобные «азы».

И вот с таким багажом «толерантности» молодежь вступает в жизнь, где набирает оборо-ты XXI век со своими умопомрачительными технологиями.

Тут мы обнаруживаем парадокс нашего времени: общественное сознание, воспитание и морально-нравственный потенциал современного человека все более и более отстают от технологического прогресса? Где выход? Как сократить этот разрыв?

Пренебрежение к этим вопросам вызывает глубочайший пессимизм по поводу благоприятной будущности мировой цивилизации как таковой.

Социально-политическая история — это сложный учебный курс и качественное усвоение его может быть, возможно, только при наличии определенного нравственного и жизнен-ного опыта. В противоположном случае «изучение» истории превращается в формирова-ние безнравственных и бездумных апологетов той или иной политической системы. По-этому под большим вопросом находится готовность учащихся 5-9 классов к изучению социально-политической истории вообще и, в частности, в нынешнем ее виде.

На мой взгляд, более целесообразно было бы в среднем звене общеобразовательной школы вме-сто социально-политической истории предложить учащимся изучать историю искусства, музыки, науки, техники, религии и т. д. Это позволило бы устранить некоторые негатив-ные моменты, связанные с преподаванием истории в современном ее виде, на которые чиновники МОНУ не обращают внимания.

Так, например, на уроках истории Украины чувствую себя в иди-отском положении, когда начинается изучение тем, касающихся украинско-татарских отношений . Пере-до мною в классе сидят половина учеников крымско-татарской национальности. Но учеб-ник смачно «живописует» зверства крымских татар по отношению к «миролюбивым» ук-раинцам.

В то же время разбойно-грабительские походы запорожцев в Крым, по берегам Черного и Азовского морей учебник восторженно преподносит как выдающийся героизм и борьбу за независимость. А подумали ли авторы о том, что их учебники будут читать не только украинцы, но и крымские татары и что они об этой писанине подумают?

Впрочем, нашим докторам «чего изволите» наук до таких ли «мелочей», если дело пахнет высокими гонорарами, регалиями, званиями и тому подобной мишурой. Вот только история и этих национально-озабочен-ных историков поставит со временем на соответствующее место, где-нибудь в своем пы-льном чулане среди раритетов невежества и ненависти.

До сих пор все национальные истории «грешат» чрезмерной героизацией собственной истории. Это было вполне понятно в тот период истории, когда происходил процесс ста-новления и самоиндефикации наций и народностей. Но мир коренным образом изменился.

XXI век — век стремительной глобализации не только экономики, но и культуры, и поли-тики, и психологии, и понимания истории, как общемирового процесса. Так что идеология национально-ограниченных учебников истории как бы направлена против общемировых цивилизованных процессов. Настало время разобраться, где проходит та грань, что отде-ляет историческую память от злопамятства и мстительности?

Где для одних видится про-цесс восстановления исторической справедливости, а для других банальный реванш? Кто найдет и определит границы этих понятий в современном мире?

Так может быть не будем далее впутывать неокрепшее сознание детей и подростков в эти запутанные историко-политические игры?

Мы постоянно оказываемся в т. н. «ловушке сознание»: идеализируя прошлое, мы, как бы отрицаем, позитив настоящего; идеализация настоящего приводит к агрессивному непри-ятию и отрицанию прошлого.

С какой целью, на Ваш взгляд, детей и подростков знакомят в школе с основами языка и литературы, физики, химии, математики и т. д.? Ответ прост: для того, чтобы школьники смогли самоопределиться и со временем стать литераторами и журналистами, лингви-стами и переводчиками, учеными и инженерами, специалистами в различных сферах деятельности. А теперь задумаемся какую цель преследует, вольно или невольно, школь-ная история в ее ньшешнем виде.

Предвижу недоумение многих и очевидность их ответа: патриотизм и любовь к родине. Возможно, что в некоторой степени это так. Но не надо забывать и о побочном эффекте. История-конфликтология порождает у амбициозных, са-молюбивых, эгоистичных подростков желание реализовать свои патологические наклон-ности через занятие политикой.

Ведь не зря кто-то полушутя или полусерьезно философ-ски заметил, что обычно в политику идет люди, которые не могут успешно реализовать себя в какой-либо области человеческой деятельности. Великие завоеватели-убийцы, ци-ничные политиканы также когда-то были детьми и подростками и учили историю и гре-зили будущими «подвигами». Вот и сейчас где-нибудь сидит аккуратненький, невзрач-ный, ничем не выдающийся будущий наполеон или бисмарк, сталин или гитлер, бен ладен или буш и прочие.

Что они «подарят» нам завтра, когда станут взрослыми? Кто в этом бу-дет виноват?

Дело доходит до откровенного абсурда. Так, например, Чингиз-хан и Тамерлан оставили в истории невероятно кровавые следы. В исторической памяти многих народов они по сей день олицетворяют ужас и ненависть.

Однако в ряде стран им ставят памятники и почи-тают как национальных героев. Это и есть примеры исторического примитивизма и косно-сти. Есть же примеры совершенно иного подхода к истории.

Хорошо известно, что многие века отношения между народами Франции и Германии проходили под знаком взаимной ненависти, соперничества не на жизнь, а на смерть. Но благоразумие и новое мышление возобладали и вот идет работа по написанию и внед-рению в школах Франции и Германии общего учебника истории со взвешенными оцен-ками тех или иных событий совместной истории. Так может быть и нам следует подумать об общем учебнике истории для стран восточнославянского этноса и народов в течение многих веков сопрягавшихся с этой цивилизацией?

Если бы такой учебник появился, тогда исторические изуверы, предатели, разбойники и лжецы заняли бы подобающие им места в истории и не стали бы больше предметом героизации либо разногласий нынешних молодых поколений различных стран, желающих жить в реально измененном мире.

Поступки исторических фигур необходимо научиться рассматривать не с точки зрения соответствия тем или иным современным политическим теориям, идеям, а с точки зрения конкретных исторических условии, в которых действовала эта фигура, и с точки зрения общечеловеческой морали. Вот тогда многие «герои», которых пытаются некоторые поли-тики и историки впихнуть на пьедестал, оказываются лжепророками, которые достойны лишь «побивания камнями». Это относится и к И. Мазепе, и к Ф. Орлику, и к Петлюре, и к М. Грушевскому, и к С. Бандере, и к тем, кто ныне нацепив «демократические когти» цара-паясь и царапая всех и вся изо всех сил пытается впихнуть себя в историю Украины.

Любая наука оперирует и мыслит категориями и законами. Что же такое школьная исто-рия: наука или собрание исторических Мифов и анекдотов от Адама и до наших дней? Еще Д. И. Писарев скептически писал: «Собственно говоря, только математические и есте-ственные науки имеют право называться науками.

Только в них гипотезы не остаются ги-потезами; только они показывают нам истину и дают нам возможность убедиться в том, что это действительно истина.» Может быть и категорично, но есть над чем подумать.

Мы, школьные учителя истории постоянно говорим детям на уроках об исторических законах. Простите мне мою наивность, но покажите хотя бы в одном учебнике хоть какой-нибудь закон истории, выделенный жирным шрифтом. В учебниках математики, языков, физики, химии, биологии я вижу эти законы. Но почему же они не выделены ни в одном учебнике истории?

На мой взгляд потому, что нынешний предмет истории — это сборник различных теорий, мифов, фикций, подвергаемых регулярным правкам «докторов наук» , желающих «кушать хлеб с маслом» при любом, даже самом реакционном и деспо-тическом режиме.

Отечественная история, как учебный предмет, схоластична и выполняет скорее не обра-зовательную и воспитательную роль, а роль идеологической «промывки мозгов», что про-тиворечит провозглашенному принципу отделения школьного дела от политической борьбы и деятельности. На самом деле история — это нечто отличное от того, что описано в многочисленных учебниках. Не следует забывать того, что историческая ткань неверо-ятно сложна и соткана из бесчисленного множества историй отдельных личностей и отде-льных семей; историй сельских и городских территориальных общин; историй районов и областей; историй различных социальных групп, слоев и классов; историй племен, народ-ностей и наций… В учебных же заведениях изучается только социально-политическая ис-тория того класса или общественной группы, которые в данный момент находятся у вла-сти.

Власть всегда пытается оправдать свое историческое существование.

Оснований для известной шутки о том, что «история нас учит тому, что она ничему нас не учит», более чем достаточно.

Социально-политическая история, предлагаемая формирующемуся сознанию школь-ника, с помощью незатейливой казуистики ловко производит подмену понятий в угоду сиюминутной политической ситуации и целенаправленно формирует те или иные стерео-типы мышления и сознания.

Просматриваю учебники истории советского периода и обнаруживаю, что истории как таковой там вообще нет: сплошная история КПСС, тщательно причесанная и нарумя-ненная. Беру нынешние учебники… Говорят, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, а второй раз — как фарс. Время фарса настало!

Историки, получившие уче-ные звания на лизоблюдстве перед КПСС, теперь ярятся на свое прошлое и наперегонки переписывают историю в угоду новоиспеченным временщикам, которым позарез необхо-димо оправдать свой дикий грабеж народа якобы заботой о его независимости. А потому «героями» истории объявляют таких же «благодетелей» народа, которые в далеком и не-далеком прошлом грабили и распродавали свою страну и народ направо и налево за чины, богатство и мимолетную славу.

Дело доходит до смешного. Нынешние «доктора» от исторических наук, шельмующие Маркса, Энгельса, Ленина, и пытающиеся отправить этих титанов в историческое небытие при всей свой «научной» образованности как-то «не замечают», что все их новоявленные учебники по социально-экономической и политической тематике написаны в полном соответствии с… марксистко-ленинским учением. Своего-то взгляда на жизнь и науку Бог не дал.

Забыл, наверное.

Ну, уж если ученые мужи не всегда могут разобраться в исторической мешанине, то сле-дует ли в это посвящать незрелые умы детей и подростков? Ведь хорошо известно, что фанатами и ортодоксами становятся обычно люди с малым жизненным опытом и незна-чительной социальной ответственностью . Вот поэтому в школах идет во-все не изучение реальной истории как процесса становления региональных и мировой ци-вилизации, а простое «вдалбливание» в неокрепшие детские умы всех общественных за-блуждений, стереотипов, фобий и прочего хлама.

Школьников, скорее всего, необходимо обучать не фактологии, а логике исторического процесса. А у нас вместо обретения духовной свободы ребенок насильно загоняется в духовно-историческое невежество и рабство. И все это под флагом патриотизма.

Патриотизм — это не ненависть к остальным народам. Патриотизм — это любовь, в пер-вую очередь, к семье и родному очагу. Много ли этой любви у нас осталось? Традици-онная семья поражена серьезным недугом, уступая место гражданской семье и чрезвы-чайной легкости случайных половых связей.

То, что мы любим себя и своих «очагов» го-ворит хотя бы внешний вид домов и улиц наших сел, поселков и городов. Носимся со сво-ей «героической» историей, а многочисленные памятники и кладбища стоят в запустении и рушатся. Потрясающие воображение примеры неуважения к себе, к своему труду и сво-ей истории.

Настоящий патриотизм проявляется в бережном отношении к природе своего родного края; в почтительном и уважительном отношении к пожилым и детям; в сохранении своих обрядов, обычаев и традиций культуры… Мы же видим вокруг отравленные ручьи, реки и водоемы; изуродованные и заросшие чертополохом поля; выжженные леса и вырубленные посадки; умирающих от голода и холода стариков и инвалидов; толпы бомжей и беспризорных детей; массовое поражение, и не только моло-дежи, отбросами т. н. «западной массовой культуры». Вот это и есть наглядное проявление материализовавшегося псевдопатриотизма.

Так что заниматься на уроках истории, помимо шараханья по следам политических разборок прошлого и настоящего, есть чем. Время трансформации концепции содержания преподавания школьной истории пришло. И это также составная часть позитивной национальной идеи.



Школьная история: воспитание чего?

Другие сочинения по теме:

  1. История создания романа «История одного города» Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет...
  2. «Чего тут стыдиться?» Крутицкого, как целая житейская философия Немалую лепту в исследование социальной природы глупости внес Щедрин своим изучением типа «историографа» и «ненавистника» в цикле «Письма о провинции»....
  3. Чего же желал Фауст? Знаний и наслаждений. И он получил все, к чему стремился, все, чего желал, он пользовался всеми плодами своих знаний и...
  4. Почему и для чего исповедуется Мцыри? Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» — последнее слово Лермонтова-романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам...
  5. Для чего нужно изучать русский язык? Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нем...
  6. Где начинается моя семья и когда мое воспитание? Воспитание… Только вдумайтесь в это слово! Если мы отбросим приставку «вое», то получится слово «питание». Какие же мудрые тайны хранят...
  7. Сочинение на моральную тему: Для чего нужно искусство? С течением времени, в пределах так называемого художественного процесса, каждое новое течение, школа, направление начинается с того, что декларирует свой...
  8. Тема сочинения Для чего человеку надо иметь доброе имя? Школьное сочинение по «Книге премудростей Соломоновых». Соломон — третий сын царя Давида и Вирсавии. Он был избранником Бога, и потому...
  9. Краткое содержание романа Флобера «Воспитание чувств» Осенью 1840 г. восемнадцатилетний Фредерик Моро возвращался пароходом в родной город Ножан-на-Сене. Он уже получил звание бакалавра и вскоре должен...
  10. «Поиск» человека и «воспитание» человека в романе Р. Музиля «Душевные смуты воспитанника Терлеса» Роберт Музиль (1880-1942) — австрийский писатель и драматург. При жизни был мало известен. Главное его произведение — роман «Человек без...
  11. История Адриана — история европейской культуры Вместе с Адрианом сходит с ума и вся культура. За способности гения у него отнята способность любить, а вместе с...
  12. «История Пугачева» как рубеж в идейном развитии Пушкина Все написанное им после завершения основной работы над историческим сочинением, начиная с октября 1833 года, оказалось так или иначе обусловленным...
  13. Русская история: миф или реальность В 1927 году известный советский поэт Д. Бедный написал стихотворение, в котором с легкостью перечеркнул тысячелетнюю историю России, утверждая, что...
  14. Замысел и история написания романа «Острова сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге, политическом культурном центре Шотландии, и по материнской линии принадлежал к...
  15. «История Руссов»: летопись, адресованная в века Правдивая история Руси, ее тернистый путь возникает перед нами со страниц виднейшей памятки украинской политической мысли конца XVIII столетия, названной...
  16. «История государства Российского», как феномен культуры Имя Карамзина первым прозвучало в немецкой, французской и английской литературе. Жизнь Карамзина была необычайно богата не столько внешними событиями, хотя...
  17. История создания Библии Святая Книга писалась в течение 1600 лет: Моисей жил приблизительно 1500 лет до рождения Иисуса Христа. (Старый Завет был полностью...
  18. Творческая история «Пира Петра Первого» Стихотворение это программное для Пушкина последних двух лет жизни (1835-1836). Оно создавалось с учетом исторических разысканий поэта и в то...
  19. Сочинение по повести «История одного города» В творчестве Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1869 -1870) занимает одно из центральных мест. Это яркий образец политической сатиры, в которой...
  20. «ИСТОРИЯ О КАЗАНСКОМ ЦАРСТВЕ» Апология могущества и величия Московского царства и его главы Ивана Грозного характерна и для такого популярного памятника (сохранилось свыше 230...
« Комп’ютерні технології та їх можливості у творчий діяльності і в формуванні нових комунікацій знань, умінь, продуктів
Відображення прагнення народу до національної самостійності до волі у поемі І. Франка «Мойсей» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения