Школьное сочинение по поэме Б. Олейника » Крыло»
Борис Ильич Олейник родился 22 октября 1935 года в селе Зацепиливка на Полтавщине. Отец поэта — Илья Иванович — работал шахтером, инструктором райкома и редактором районной газеты. Добровольцем пошел на фронт в 1941 и погиб в 1943 году. Первый стих пятиклассника Бориса Олейника был напечатан в районной газете 1948 года, где он и начал работать из восьмого класса. 1953 года вступил на факультет журналистики Киевского университета. Первой книгой будущего поэта постоянная документальная повесть «За Северским Донцом» (1959). Первую поэтическую книжку Б. Олейника «Бьют в сталь кузнецы», которая вышла 1962 года, заметили и поддержали А. Малышка и П. Тычина. После окончания университета он работает в редакциях республиканских газет и журналов («Молодежь Украины», «Днепр», «Отчизна»), в издательствах «Советский писатель и «Днепр», со временем — в руководящем аппарате Союза писателей Украины. 1964 года второй сборник Б. Олейника «Двадцатый вал» была удостоенная республиканской комсомольской премии им. Г. Островского. Позднее выходили сборники «Выбор» (1965), «Круг» (1968), «Отголосок» (1970), «Рух» (1973) и прочие. 1975 года за книгу выбранных поэзий «Стою на земле», которая вышла в Москве в переводе на русском языке, Б. Олейник удостоен звание лауреата Государственной премии СССР; 1983 года ему присужденная Государственная премия Украины им. Т. Г. Шевченко. Настоящим художественным достижением поэта стал цикл поэм «Седое сердце мое». Творчество Б. Олейника обозначено высокой идейностью и отстаиванием моральных идеалов. Для его поэзии характерно отсутствие стилистической усложненности и верность традициям.
Творческий задел Б. Олейника обозначенный такими определяющими чертами, как общественность, усиленное внимание к морально-этическим проблемам нашего времени, точность слова. Он соединил в своих произведениях лучшие традиции предшественников и элементы ассоциативно-метафорического мышления, мощная струя фольклорности. Б. Олейник проповедует высокие общечеловеческие ценности, в частности он глубоко убежден, что каждый должен жить напряженной духовной жизнью, быть искренним и щедрым, понимать красоту, неповторимость мира, каждой пошлине собственного существования на земле, так как это отвечает природе самого человека. В поэме «Крыло» Олейник использует сказочный сюжет: маленький мальчик приносит домой и присматривает птицу с перебитым крылом, который становится ему добрым товарищем и братом, «очеловечивается» извне — имеет вышитую рубашку, кеды. Выздоровев, журавлик каждую весну поворачивается к своему спасателю, учит его летать, рассказывает о своих странствованиях, об Африке, Ниле и пирамидах, одобряет его брак.
Когда мальчуган спасает раненной птицу, он сам становится крылатым, т. е. благородным, счастливым от красивого поступка, через который раскрывается его душа. Между мальчиком и птицей возникает взаимосвязь: «каждую весну буду прилетать, брат, так как крылом я к тебе прирос». В отношениях «очеловеченной» птицы и мальчика-полуптицу главное — духовное общение, дружеская поддержка и понимания друг друга: А потом над селом они взлетали, И звезды им прятались под крылья, И так обеим им хорошо было! Человек живет в гармонии с природой, в порядок с собственной совестью и потому ее земное бытие преисполнено согласия и добра. Тем не менее эта идиллия поднимается. Загребущий и алчный сосед, чтобы припрятать кражу, свидетелем которой невольно стала доверчивая птица, убивает журавля посошком. И с его смертью юноша теряет способность летать, он внезапно стареет.
Страшная, неестественная картина старения: «Одна по одной сморчки проступали, крошились зубы, западали щеки». Но еще ужаснее духовное опустошение героя от потери морального сердечника, высоких жизненных идеалов. Вместо руки у юноши появляется окровавленное «надломленное крыло». Герой берет на себя смертельную боль крылатого побратима, утерянного зверем в человеческом подобии. С гибелью Журавлика рвутся гармонические отношения человека с природой, гибнет самая душа, которая не умеет борониться от зла. Сосед-Преступник нарушил нормальное течение жизни, поэтому все живое отталкивает его от себя. Наказание преступника — не в мучениях совести, так как у таких людей его просто нет, а в вечном страхе за себя, за свою персону, которая преступными действиями поставила себя вне законов человеческого существования.
Нужно беречь «небо» — говорит Олейник — человек должен жить высокими помыслами, и хотя нет наказания за убийство человеческой мечты, души, — это самое страшное преступление.
Школьное сочинение по поэме Б. Олейника » Крыло»