• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Готовые сочинения > Шляпа упорно едет мимо станции

 

Шляпа упорно едет мимо станции

И вновь о ЕГЭ по литературе. Вопрос «что делать?» сегодня для учителя становится неразрешимым. Аналогия с Гамлетом или с Иваном-царевичем у популярного камня полная — но не утешает. Потому что эти персонажи имели возможность сразиться с реальным злом. И либо находили волшебного помощника и побеждали, либо, как трагический герой, погибали.

Но трагедия возвышает, утверждая идеалы героя в душах зрителей. А перед нами трагифарс. Волшебных помощников не предполагается, а с утверждением идеалов… стало как-то сомнительно.

Идеалы, знаете ли, надо бы выбрать, прочувствовать, осмыслить. Значит, надо читать, перечитывать, обсуждать… А словесник должен готовить всех к ЕГЭ по русскому и одного-трех учеников в классе к ЕГЭ по литературе.

Заниматься с ними дополнительно? Огромна «вилка» между возможностями и потребностями большинства выпускников, которых отныне интересует только русский, и меньшинства, которое должно изучать литературу почти на филологическом уровне — чтобы сдать ЕГЭ.

Почему все же «траги-» ? Потому что честный учитель старается учить всерьез. А «народ» массово перестает читать, в результате чего даже речь большинства героев, например Бабеля или Замятина, тем более Платонова, становится многим почти сплошь неясной. Вот рассуждения вполне толковой ученицы, получившей задание написать анализ рассказа И. Бабеля : «Все непонятно. Как может среднестатистический школьник понять какой-нибудь смысл: «Не переводи ты с места на рыся, Тарас Григорьевич, до его пять верст бежать.

Как будешь работать, когда у нас лошади заморенные… Хапать нечего — поспеешь к богородице груши околачивать…»?!»

Конечно, если с ученицей побеседовать о каждой фразе, окажется, что она способна их понять — но только в ходе этой беседы, а не сама. Вариант наилучший — обсудить в группе, придумать и провести мастерскую. Будут разные гипотезы, в процессе обсуждения смысл легче «присваивается». Но нельзя же каждый раз объяснять каждую фразу! Заглянем в программу, в «Стандарты…» — на такую работу времени просто не найдется.

Эти документы писались как будто не в расчете на нынешних учеников. Кстати, многие из них с трудом понимают тексты из предлагаемых на ЕГЭ по русскому языку! Известны впечатления читающих их работы экспертов…

Можно ли хорошо овладеть речью и хорошо сдать русский, не зная литературы?

Позвольте, коллеги, задать вам проблемный вопрос из военной области: зачем кавалерии пехота? Его следовало бы решить мимоходом, чтобы оценить горчайшие наблюдения героя : в разгар боев с белополяками кавалеристы Первой конной для смеха высекли нагайками свою же «бедную пешку». И понять степень безнравственности участников сражений. И оценить «слово свидетеля» И. Бабеля . Так вот, ученики на вопрос задумчиво ответили: вероятно, чтобы бежать впереди.

Или сражаться… с копьями в руках. Смешно? Прошу: да вы только представьте эту картину — конную лаву и пехоту впереди!

Времена, народы, образные представления, логика — здесь все взорвано! Учитель литературы должен немедленно превратиться в учителя истории и заново рассказывать, как «пулемет системы «максим» с тачанки полоснул во тьму»… Наверное, так и нужно — но это же происходит на каждом шагу!

Несмотря на многократные объяснения. Несмотря на стремление подключить эстетическое восприятие…

Десятки лет литература была обязательным экзаменом — и можно было готовить к экзаменам всех. Нынешняя «вилка» заставляет говорить понятным для большинства языком, а значит, сильно упрощать. Выше зоны ближайшего развития не прыгнешь. Но при этом необходимо говорить с учениками, ориентированными на ЕГЭ по литературе, на языке высокой культуры, глубоких смыслов классики.

Впрочем, многие узнали, что сдают литературу, лишь в феврале…

Мне скажут, что многоязычие — это всегдашняя обязанность учителя. Да, но при этом он не должен был бежать в разные стороны одновременно! Или «коня потерять», или «женату…», или «убиту быти»…

Между тем у нас теперь все одновременно.

«Куда ж нам плыть?» Пусть кто-нибудь скажет. Впереди экзамены, а я впервые за многие годы выпусков знаю, что не справляюсь. Остра потребность в волшебном помощнике.

Потому что, несмотря на все усилия, не могу поднять эту «тягу земную». Открываю очередную письменную работу — и опять: «Прочитав рассказ, у меня сложилось впечатление…» Шляпа упорно едет мимо станции.

Татьяна Яковлевна Еремина, Учитель санкт-петербургской гимназии № 406


Шляпа упорно едет мимо станции

Другие сочинения по теме:

  1. «К нам едет ревизор!» » Всех, кто в скуке жить устал, приглашает наш квартал!» Выпуск 1 Ведущие: — Что такое в нашем зале? —...
  2. Как же Белинский прошел мимо юмора «Повестей Белкина»? Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя. Как...
  3. Куда едет «КОЛЯСКА»? Моральное падение человека в повести Н. В. Гоголя «Коляска» В мире реалистических произведений Гоголя нет романтических сантиментов, мечтательных фраз и...
  4. Нарисуй удава, проглоти слона, а взрослые говорят — шляпа (по сказке Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери не писал специально для детей. И вообще, по профессии он был не писателем, а замечательным летчиком. Однако...
  5. Рассказ Т. Толстой «Сомнамбула в тумане» Ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен,...
  6. Сочинение-рассуждение на тему Роль учителя в жизни человека Учитель… Такое простое слово, известное каждому человеку с детства. У большинства людей оно и ассоциируется именно с детством, юностью, учебой...
  7. Сочинение-рассуждение на тему Роль учителя в жизни ученика Оценить количество потраченных сил и нервов в работе учителя, не сможет ни один ученик. Не побывав на месте педагога, невозможно...
  8. Урок. «Лесная газета» Бианки Учитель Май — «месяц песен и плясок». Жизнь поднимается во весь рост. Сияющей зеленью одеваются деревья. Появляются насекомые, мечутся в...
  9. Конспект урока «ОБЖ» для школьников со сложной структурой дефекта Конспект урока по предмету: «Человек и его среда » для детей со сложной структурой дефекта Описаниематериала: Данный конспект предназначен для...
  10. Мой школьный учитель Часто говорят, что учителя — вторые родители. Для меня это не пустые пафосные слова, потому что большую часть нашего времени...
  11. Отношения между учителем и учеником Нередко в нашем мире между довольно таки близкими людьми возникают проблемы. И сейчас речь идет не о родственниках, не о...
  12. К уроку по теме: «Пушкин. «Маленькие трагедии («Скупой рыцарь»)» Учитель: Какая страсть подчинила себе душу и разум барона? (Страсть к деньгам, накопительству.) Читает фрагмент текста: Ступайте, полно вам по...
  13. Классный час в 2 классе по правилам дорожного движения «НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. ДИМИТРОВГРАД УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕМА :...
  14. Учитель року — 2013 У К Р А Ї Н А ДОНЕЦЬКА ОБЛАСНА ДЕРЖАВНА АДМІНІСТРАЦІЯ УПРАВЛІННЯ ОСВІТИ І НАУКИ Н А К А З...
  15. Конспект урока по математике «Действия с обыкновенными дробями» 6 класс Урок математики в 6 классе Учитель Бунцева Н. Е. Тема: » Действия с обыкновенными дробями « Этапы урока Время, мин....
  16. Перемена Внимание! Очередное включение! Еще стоит гулкая тишина в коридорах школы. В классах идут последние секунды урока. Раз, два, три, четыре!...
  17. Значение Белинского Белинский оказывал на современников и потомков огромное воздействие. Революционные демократы 60-х годов — Чернышевский, Добролюбов, Некрасов — признавали его своим...
  18. Сочинение-рассуждение на тему Как вы понимаете значение слова Учитель Учитель в жизни каждого человека играет роль наставника, который опытной рукой направляет в нужное русло. Тяжелый труд иногда остается недооцененным....
  19. Мой день в школе Школа еще совсем пустая. Непривычно тихо. Я быстро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сегодня я пришла раньше,...
  20. » Победители КОНКУРСОВ» Победители КОНКУРСОВ «Ласкутная мозаика» Затиева Динара-3 место, учитель Л. Н. Никитюк «Планета юных мастеров» Затиева Динара-2место, учитель Никитюк Л. Н....
« Акунин Б. биография
Как нужно читать вслух? »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения