• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Сила и слабость человека в понимании М. Горького . Краткое изложение текста

 

Сила и слабость человека в понимании М. Горького . Краткое изложение текста

Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — в раскрытии этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями.

Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе — Пушкин, Толстой, Достоевский.

Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят». Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него.

Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра — герой первой легенды. Недаром его отец — орел — житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость.

В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна.

Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не вы — держивает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих.

И это понимает Сатин после встречи с Лукой.

Но взгляды этих героев все же расходятся в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действитель — но, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу.

Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни пос — ле многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим.

Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы — смех, издевательства.

Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех: он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности.

Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками.

Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистой любви».

Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам.

И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты.

Сатин лишь в начале этого пути.

Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначе — ние сильного — не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это — одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького — сила — в стремлении вперед «к свободе, к све — ту». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды — искры сердца Данко, будут освещать дорогу идущим следом.



Сила и слабость человека в понимании М. Горького . Краткое изложение текста

Другие сочинения по теме:

  1. Темы сочинений по пьесе М. Горького «На дне» 1. Система персонажей пьесы М. Горького «На дне». 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького «На дне». 3. Что...
  2. «Дно жизни» трагический образ пьесы А. М. Горького «На дне». Краткое изложение текста Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог...
  3. Значение творчества М. Горького в мировой литературе. Краткое изложение текста Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, Художник выразил в своем...
  4. Ранний романтизм Горького. Краткое изложение текста В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького....
  5. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО. Краткое изложение текста Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М....
  6. ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО . Краткое изложение текста М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал...
  7. Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении Горького. Краткое изложение текста Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним — Горький — отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем,...
  8. Сила и слабость базаровскго нигилизма Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо —...
  9. Сила и слабость базаровского нигилизма «Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, …это слово означает человека, который… который ничего не признает?...
  10. Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова Подпоручик Ромашов — главное действующее лицо повести «Поединок». В творчестве А. И. Куприна «Поединок» является самым значительным произведением начала века....
  11. Сочинение на тему: Сила и слабость Базарова Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое...
  12. Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем «Отцы и дети» — одно из лучших произведений И. С. Тургенева, я бы сказала, вершинное его творение. Нигде ранее спор...
  13. МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ А. М. ГОРЬКОГО «МАТЬ». Краткое изложение текста «Достойный человек это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства». Я не помню, кому принадлежит...
  14. Героическое и трагическое в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Краткое изложение текста Судьба народа в трагические периоды истории Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая Отечественная война закончилась 55 лет...
  15. В чем сила и слабость Базарова? Сочинение про нигилизм Базарова Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события,...
  16. Лука и Сатин в драме Горького «На дне» Первая проблема пьесы — философский спор о правде. Вторая — что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во спасение Луки....
  17. Проблематика пьесы М. Горького «На дне» В пьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии ,...
  18. «Без имени — нет человека» Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства — раскрытие этой...
  19. Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Пьеса Максима Горького «На дне» оставляет после прочтения очень тягостное, гнетущее впечатление. Он отразил жизнь московских босяков, обитателей жалкой ночлежки,...
  20. Образ Луки в драме М. Горького «На дне» Носитель философии «утешительной лжи» в пьесе М. Горького «На дне» . В системе персонажей пьесы М. Горького «На дне», ставшей...
« Краткое содержание «После бала» Толстой Л. Н
Краткое изложение сожета романа Анны Зегерс «Мертвые остаются молодыми» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения