Сила характера Пьера Безухова в романе «Война и мир»
Молодого Пьера Безухова Л. Н. Толстой показывает нам впервые (также как и Андрея Болконского) в салоне Анны Павловны Шерер как откровенного нарушителя не только общественного покоя, а и плавного хода вечера вообще. Среди массы он отличается умным, наблюдательным взглядом. Пьера приветствуют поклоном, что относится к людям наиболее низкой иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позднее его законный наследник. Он через короткое время становится властителем тысяч душ и миллионов. И теперь он желаемый гость всех салонов и домов обеих столиц. Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает его самым желанным женихом России и выдает за него замуж глупую и распущенную женщину, блестящую петербургскую красавицу Элен Курагину.
И делает это Толстой быстро, словно спешит, словно ему необходимо создать своему любимцу такие условия, в которых жизнь становится невыносимой. Судя по косвенным авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он невнимательный, толстый и неуклюжий. В начале романа он еще вдобавок гуляка и озорник. Его жизнь хаотичная и безрассудная. Тем не менее, она имеет главный и важный смысл — напряженную внутреннюю духовную деятельность. Пьер будто символизирует постоянное становление и усовершенствование. Везде и всюду он другой.
Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На некоторое время он находит иллюзию душевного успокоения. Но здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной или другой деятельности, его ожидает разочарование. Пьер Безухов очень добрый человек. Его доброта — этическая константа его души. Он любит Наташу Ростову. После скандала, связанного с неудачным похищением ее Курагиным, она поссорилась с князем Андреем, а Пьер единственный, кто по-настоящему способен понять ее. Он добрый и уже поэтому заслуживает быть счастливым. Пьер Безухов мечтает о славе. Он молодой, и потому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли и тяжело ранит обидчика.
Склонен к разрушительным и непредсказуемым поступкам, Пьер Безухов хочет убить Наполеона. Но, кажется, среди своих сомнений, неудач и богатства он нашел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Платон Каратаев — учитель праведной и спокойной жизни. В его образе Толстой воплощает представителя народа, который поможет Пьеру сблизиться и понять народ. У него Пьер Безухов перенял способность подчиняться естественному ходу событий, способность молиться и быть услышанным. Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и невнимательным человеком. Тем не менее, его внутренняя жизнь стала другой. Она приобрела какую-то двойственность, вне религиозной значимости.
И это неожиданным образом изменяет его жизнь: в столице неожиданно умирает Элен Безухова. Пьер счастливо вступает в брак с Наташей. Еще через семь лет Пьер — известный общественный деятель, отец семейства. И он, и Наташа искренне и очень сильно любят друг друга. Но о чем они думают, оставшись вдвоем? «Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала она. — О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?». И мы понимаем, что период становления и поисков закончился. Наступило время настоящей духовной зрелости. Что станет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе такой счастливый эпилог, который может стать прологом к рассказу о дальнейшей судьбе этих людей.
Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, — означает ничего не сказать. У Толстого мужские образы все-таки омрачают женские, так как его герои, как и герои Достоевского, — это герои-идеологи. Но среди героинь Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеальная. По мнению Толстого, Наташа — это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, странная девушка? Семья Ростовых, как и семья Болконских, резко выделяется среди обычных дворянских семей.
Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов и много других передовых людей XIX столетия. Устройство жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии — все это русское, национальное. Они вобрали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. Мать Наташи — ее наилучший друг. Дочь рассказывает ей о всех своих радостях, печалях, сомнениях и разочарованиях. В их задушевных вечерних разговорах есть что-то трогательное. Наташа близка и с братом Николаем, и со своей кузиной Соней. Ярчайшая черта Наташи — это поэтическое мироощущение, душевная доброта, откровенность для каждого, кто ее окружает. Наташа, которая впервые появилась на балу, так мало похожа на светских панночек, ощущается такой выразительный контраст между ней и «светом».
К Ростовым, и прежде всего к общей любимце Наташи, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, этим никчемным светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальные, над ней не тяготеют никакие предрассудки, ею руководит сердце. Наташа — это привлекательный образ русской женщины. Она ощущает себя одинокой, инородной среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин захватывает ее, и в этом ему помогает его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, которая стала результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, мир не победил ее. В Наташе есть дар ощущения. Да, «она ощущала, но не понимала». Эта интуитивность положительного настроения, что является движущей силой к переменам к лучшему, является характерной чертой русского, национального, воплощением которого является Наташа Ростова. Княжна Марья — представительница плеяды наилучших женщин дворянской России начала XIX ст. Образ этот чрезвычайно сложный.
По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Этическая высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и разногласия, чрезвычайно поэтическим, целостным, законченным, привлекательным. Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, подчиняется ему, даже когда тот не прав. Марья, которая горячо любит своего отца, не может, боясь вызвать вспышку родительского гнева, даже приласкать или поцеловать его. Жизнь ее, еще молодой девушки, очень тяжелая.
Вся ее утеха — это письма Жюли Курагиной, которую Марья и знает больше по письмам. В своем уединении княжна сближается лишь со своей компаньонкой-француженкой. Вынужденное затворничество, трудный характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Бог для княжны Болконской стал всем в жизни: ее помощником, наставником, суровым судьей. Временами ей становится стыдно от собственных земных поступков и мыслей и она мечтает посвятить себя Богу, пойти куда-то далеко, чтобы освободиться от всего грешного и чужого. У княжны Марьи нет подобного всепоглощающего ощущения любви к одному человека, которая есть у Наташи Ростовой, поэтому она стремится любить всех, как и раньше, много времени проводит в молитвах и жизненных заботах.
Душа ее, как и Наташина, ждет любви и обычного женского счастья, но княжна не сознается в этом даже самой себе. Ее сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях. Таким образом, вопреки внешнему отличию, непохожести характеров, данных не только природой, но и сформированных под влиянием тех условий в которых жили Наташа Ростова и княжна Марья, эти две женщины имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене — Марье.
Сила характера Пьера Безухова в романе «Война и мир»