Сильные и слабые стороны нигилизма
Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей. А. С. Пушкин Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующих нигилистов. Аркадия из нее надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых».
Остаются Базаров, Ситников и Кукшина. При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, все больше и больше растет отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей.
Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль — вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм — пожалуйста, достаточно надеть маску.
Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он ее вторит, удовлетворяя свое себялюбие.
Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в ее голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет — это не принято и я-де новый человек.
Хорошо хоть так. Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно все, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность.
После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъясненные сомнения, неопределенные отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец.
Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привел с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален. Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками.
Нигилизм — тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем. Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели.
Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути.
В ком-то живут две личности — одна думает и делает, другая ее контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли.
С этим связан еще один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо. Сомнения всегда мешают.
А вместе с ними и все ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем.
Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу. Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства.
Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие ученые совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой. Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя.
Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты. Ни то, ни другое не получится.
В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему.
Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе. Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви.
До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его.
Нигилизм силен, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременно. Свидетельством этого является смерть Базарова.
Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет. Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку — она несостоятельна и обречена на гибель.
Что будет дальше, неизвестно.
Сильные и слабые стороны нигилизма