• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Символ целой эпохи

 

Символ целой эпохи

Образ Ивана Денисовича возник на основе реального прототипа, которым стал солдат Шухов, воевавший вместе с автором в советско-германскую войну , а также благодаря наблюдениям за жизнью пленников и личному опыту автора, приобретенному в Особом лагере, где он работал каменщиком. Остальные персонажи взяты из лагерной жизни с их подлинными биографиями. Задумаемся на миг: Солженицын, не тратя усилий на поиски потрясающего сюжета, рассказывает о лагере как о чем-то давно и прочно существующем, совсем не чрезвычайном, имеющем свой регламент, будничный свод правил выживания, свой фольклор, свою лагерную «мораль» и устоявшуюся дисциплину.

Автору не нужно было далеко ходить за темами и идеями — в то время хватало материала даже для многотомного академического издания .

Любая подробность в повести буднична и символична. Она «отсеяна», причем не самим автором, а многими годами лагерного бытия. Отобран и жаргон, ставший «событием», открытием после публикации повести. Здесь уже своя философия, свои сокращения слов, особые знаки. Но будничность трагедии поражает больше всего: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать». «Никак не годилось с утра мочить валенки». «Машина» лагеря заведена, работает в заданном режиме, к секретам его функционирования привыкли все: и лагерные работяги, и пристроившиеся «потеплее» ловкачи, и подлецы .

И сама охрана. Выжить здесь — значит «забыть» о том, что сам лагерь — это катастрофа, это провал…

Легко заметить, что в повести как бы два рассказчика, активно помогающих друг другу. Мы слышим голос автора и самого Ивана Денисовича, то лежащего утром под одеялом и бушлатом, то бегущего на мороз и думающего о том, куда их погонят работать. Автор по-своему знает самого Ивана Денисовича, он по существу созидает его, передает ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены — это явно эпизод из биографии писателя.

Цепочка деяний, помыслов героя стала цепочкой актов, утверждающих его нравственное величие и, следовательно, представление самого писателя о красоте и идеальном человеке, живущем «не по лжи».

Уже первые мгновения жизни Ивана Денисовича на страницах повести «говорят» об умной независимости героя, мудром покорстве судьбе и о непрерывном созидании особого духовного пространства, какой-то внутренней устойчивости. Весь лагерь и труд в нем, хитрость выживания, даже труд на строительстве «Соцгородка» — растлевающий страшный путь в обход всему естественному, нормальному. Здесь царствует не труд. А имитация труда.

Все жаждут безделья.

Обстоятельства заставляют Шухова как-то приспосабливаться ко всему, что его окружает. Но в то же время герой оказался способным увлечь и других своим моральным строительством. Все дело в том, что Иван Денисович, говоря его же языком, «неправильный лагерник», первый праведник среди народных героев писателя.



Символ целой эпохи

Другие сочинения по теме:

  1. «Убиты под Москвой» короткая повесть целой эпохи Книги могут нравиться или не нравиться. Но есть среди них такие, которые не попадают ни в одну из этих категорий,...
  2. Образ собора «Парижской Богоматери» как символ эпохи Сочинение по роману «Собор Парижской Богоматери». Роман «Собор Парижской Богоматери» есть чрезвычайно захватывающим и завершенным произведением и, наверное, вершиной творчества...
  3. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного — от подъема до...
  4. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» Н. В. Гоголь оставил после себя богатое литературное наследство. Каждое его произведение полно интереснейших образов и неоднозначных персонажей. Поэму «Мертвые...
  5. Писать о Пушкине значит писать, о целой русской литературе В своем идейном и художественном росте Пушкин прошел через все основные стадии, через которые прошла духовная жизнь передовых кругов русского...
  6. Окончание эпохи драматургии 30-х годов Если в творчестве А. Афиногенова и А. Арбузова этические конфликты обретали преимущественно ос­тродраматическое воплощение, то в пьесе Виктора Гу­сева «Слава»...
  7. Природа в творчестве Лермонтова как символ свободы В лирике Лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство духовного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой...
  8. Собор как символ духовной красоты человека Каждое выдающееся произведение находит свое место в литературе в зависимости от того, как оно обогащает наше понимание красоты и назначения...
  9. «… В лагере растлеваются только те, кто уже и на воле растлевался или был к этому подготовлен» Ни для кого не секрет, что образ главного героя знаменитого рассказа Солженицына — Ивана Денисовича — является полностью автобиографичным, а...
  10. Образ Софии Киевской — символ духовного достояния народа Чудеса рождаются не часто. Они возникают не неожиданно, а рождаются где-то в глубинах человеческой души, чтобы в один день или...
  11. Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Кто не знает знаменитый и уже ставший любимым фильм В. Бортко «Собачье сердце», снятый по одноименной повести Михаила Афанасьевича Булгакова?...
  12. Проблематика произведений Солженицина В своем творчестве, а в частности в произведениях «Один день Ивана Денисовича», Солженицын затрагивает различные проблемы: проблема уважения, проблема сострадания,...
  13. ЛЮБИ ПРИРОДУ НЕ КАК СИМВОЛ Сочинение на тему «Описание природы родной земли». Природа родной земли всегда волнительный вопрос? Вспомним наших далеких предков. Обязательным условием заселения...
  14. Оксана — символ приниженной, но непокоренной Украины Сочинение за драмой Леси Украинки «Боярыня». Драматическая поэма «Боярыня» — одно из наилучших патриотичных произведений Леси Украинки. Написанная в 1910...
  15. Символ течения Времени в поэзии Ахматовой Ощущение конкретного, почти телесного и плотского течения Времени — вообще характерная особенность художественного мировоззрения поздней Ахматовой. Она стала пристрастна к...
  16. Человек в тоталитарном государстве Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего вместе с автором в советско-германскую войну. Весь свой личный опыт жизни в...
  17. Франческо Петрарка — итальянский писатель эпохи Возрождения Глава старшего поколения гуманистов. Родился Франческо ранним утром 20 июля 1304 года в тосканском городе Ареццо в семье нотариуса. Отец...
  18. Символ народу-переможця став у поемі Твардовского «Василь Теркин» У своєму невеликому творі мені б хотілося зупинитися, насамперед, на тім, що ж мені особисто найбільше подобається в поемі і...
  19. Романтизм и реализм: две эпохи художественного процесса ХІХ века Рассматривая эти направления нельзя утверждать, что, дескать, когда закончился романтизм, то начался реализм. Это совсем не так, поскольку как романтизм,...
  20. Сочинение на тему: Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни:...
« Права і обов’язки людини — це нерозривна єдність
Книга — мой друг и советчик »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения