Символичность названия сборника В. Стуса «Палимпсесты»
Украинская поэзия довольно тесно связана с историей нашего народа. Она и определялась жизнью народа, была вершиной его духовности. В ярких своих проявлениях она опережала время, вступала в противоречие с неправдой, за что платила судьбами и жизнью своих лучших сыновей, одним из которых был Василий Семенович Стус. Поэт-диссидент, репрессированный коммунистическим режимом, Василий Стус в своих стихах отходил от традиционной стихии украинской лирики, пытался осмыслить трагедию Украины сквозь призму философии.
Его энергичное поэтическое слово требует от читателя значительных интеллектуальных и эмоциональных усилий, знания культурологических источников, которые его питали. Поэт всегда был внимательным к современным ему модернистским веяниям в литературе, воспринимая их в конструктивном сопоставлении с художественной традицией, с вечными ценностями. Недаром его поэтический сборник «Палимпсесты» имел такое символическое название.
Палимпсест — это рукопись на пергаменте поверх смытого или снятого первоначального текста. Сборник «Палимпсесты» вышел в 1986 году за границей и почти весь состоял из лагерных стихотворений. Название сборника ассоциировалось с пергаментом, где снятый первоначальный текст не исчезал, угадывался по новому, свежим текстом.
Здесь речь идет об исторической памяти украинства — неистребимой, хотя неоднократно подчищенной неблагоприятными условиями. Трагедию народа В. Стус воспринимал как личную. «Поймите меня в моем горе, — писал В. Стус А. Малышко, — я слышу проклятия веков, слышу бездействующий свой грех перед землей, перед народом, перед историей»,
В одном из самых известных стихотворений, вошедших в сборник «Палимпсесты» — «По летописи Самовидца» поэт переосмысливает историю Украины. Он останавливается на черных страницах нашей истории, рисует страшные времена междоусобиц в Украине, когда братья проливали родную кровь, продавали своих же братьев-украинцев в неволю. Украину поэт отождествляет с матерью («Из руины уже мать не встанет — и раскинула руки у рва».
Находя собственный взгляд на Руину второй половины XVII века, поэт обращается к лирической интерпретации казацкой летописи, исследует настоящие причины и последствия этой национальной катастрофы.
Тюремные стихи Василия Стуса, составляющие почти весь сборник «Палимпсесты» на первый взгляд, трудно назвать светлыми и жизнеутверждающими: на них не могло не сказаться тяжелое психологическое состояние лишенного свободы поэта. И все же в этой поэзии — как сердцевина — три ясных струи: Украина, Мать, Жена. Три солнцеликих женщины благословили поэта на подвиг — и не отпускали его в страну тьмы и вечной разлуки.
Они подбадривали поэта, помогали ему выжить. Очень показательное и важное в этом плане стихотворение «В этом поле, синем, как лен». В нем приняты два символа: на определение цвета — «синий», олицетворяющий своеобразие национального мировоззрения, и «поле», то есть жизненное пространство.
Изображенный В. Стусом необозримый простор впечатляет потрясающей пустотой, которая поглощает лирического героя . Поле взамен наполняется бестелесными, причудливыми тенями. Но на нем не видно никакой человеческой фигуры.
Наверное, тени — это лишь искаженные отпечатки людей, которые со всех сторон окружают лирического героя. Неестественно холодной кажется и синяя краска, не уравновешенная теплой, солнечной. Недаром в стихотворении приняты сочетание контрастных понятий для творения нового неожиданного представления — «на родной чужбине», очерчивая главную мысль произведения, в котором осмысливается историческая действительность Украины, лишенная права быть собой.
Стихи сборника «Палимпсесты» — в основном медитативные размышления над тем, как живет и как должен жить человек, их тематика — неугасимая любовь к Украине, протест против преследований, притеснений всего украинского. В ночь с третьего на 4 сентября 1985 остановилось сердце талантливого поэта и настоящего патриота Украины Василия Стуса. Сейчас нация возвращает себе, казалось бы, уже навсегда утраченную душу, самосознание собственного естества и в этом, безусловно, большая заслуга ее мужественного сына — Василия Стуса.
Символичность названия сборника В. Стуса «Палимпсесты»