Символизм и реализм
Оба этих литературоведческих термина имеют совершенно определенное содержание, но творчество каждого крупного художника обогащает это содержание и открывает в нем новые грани.
Творческому методу Достоевского, который он сам называл «реализмом в высшем смысле», исследователи впоследствии давали самые разные определения, в том числе «символический реализм» или «реалистический символизм». Между этими двумя определениями, конечно, есть разница, но сейчас я не буду на этом останавливаться; меня интересует — можно ли применительно к творческому методу Достоевского говорить о символизме? Тема эта, конечно, огромная, здесь поневоле придется ограничиться несколькими соображениями.
Однако же попытаться, хотя бы в общем, уточнить, насколько понятие «символизм» применимо к творчеству Достоевского, представляется мне необходимым.
Начну не с Вячеслава Иванова, наиболее полно разработавшего концепцию «символического реализма» применительно к Достоевскому в своих работах «Экскурс: основной миф в романе «Бесы»» и «Достоевский: трагедия — миф — мистика», а с того, что сильно смущало меня, когда я начинал свою работу, интуитивно чувствуя, что понятие «символический реализм» к Достоевскому не применимо. В замечательном исследовании архимандрита Киприана «Антропология св. Григория Паламы» прямо говорится о «символическом реализме» святых отцов: «…Видимый мир ощущался св. отцами как отсвет и отзвук иного невидимого мира. Мир явлений, внешняя природа, самый человек были для них только прозрачной оболочкой иного мира, отражением иных непреходящих реальностей»
Символизм и реализм