Символизм в творчестве Бодлера
Основы символизма заключены в романтической приверженности высшему принципу и идеальному миру. Возник символизм из-за кризиса, поразившего Европу во второй половине девятнадцатого века. Все ожидали «конца света» и «заката Европы», ожидание гибели цивилизации способствовало обострению метафизических настроений, заставляя дух торжествовать над материей. В результате переоценки ценностей недавнего прошлого возник бунт против узкого материализма и натурализма.
Символизм стал одной из форм преодоления позитивизма, реакцией на «упадок веры». На скрижалях символизма начертано: «Материя исчезла», «Бог умер». Европейская цивилизация была основана на определенной системе христианских ценностей, и вот устои были нарушены, однако новый «Бог» — а это вера в разум и науку — оказался ненадежным.
«Однозначные закономерности», известные прежде, были существенно пересмотрены: мир стал не просто непознанным, но и непознаваемым. Сознание того, что прежнее знание ошибочно и не является полным, вело к поиску новых путей, с помощью которых можно постичь действительность. Путь творческого откровения нашли символисты, по их мнению символ — это единство, и реальности он обеспечивает целостное представление.
Новизна французского символизма заключалась в том, что в стихах впервые во всеуслышание о себе заявляет современный город — мегаполис. Символы повсюду играют среди прямых каменных линий, они слышны в шуме улиц, заметны в волшебстве газовых фонарей и лунных декораций.
Шарль Бодлер — предшественник и учитель символистов, он открывает галерею «проклятых поэтов». В 1857 году появилась его знаменитая книга «Цветы зла». Многие символисты в поисках пути к «несказанному» подхватили мысль Бодлера о «соответствиях» между цветами, запахами и звуками. Согласно убеждению символистов, близость различных переживаний должна найти выражение в символе.
Девиз символистских исканий — сонет Шарля Бодлера «Соответствия», где есть знаменитая фраза: «Перекликаются звук, запах, форма, цвет».
Символисты пытались на сокровенном языке намеков и внушения передать то, что невыразимо, опираясь при этом на религиозное понимание символа как земного знака небесных истин. Это удавалось им благодаря размыванию словарного контура слова, максимальному расширению его значения. К примеру, смысл строки Шарля Бодлера: «Угольные реки устремляются вверх к небосводу» не сводится просто к «дыму городских труб», а намекает на некую невыразимую тайну, которая связывает земное и небесное, временное и вечное, низкое и высокое. Согласно завету Бодлера в знаменитом стихотворении «Соответствия», символисты в словах и вещах находили прежде всего подобия, знаки чего-то неизвестного.
Зов тайного смысла был слышен им в звуках языка, в музыке. Во времена символизма поэзия стремилась слиться с музыкой. В своем письме, написанном композитору Рихарду Вагнеру, Бодлер говорит о неземном единстве музыки и поэзии: «Только благодаря поэзии и сквозь поэзию, только благодаря музыке и сквозь музыку душа улавливает великолепия, находящиеся за гробом».
Поиск соответствий лежит в основе символистского принципа объединения искусств. Взаимопроникновение любви и смерти, гениальности и болезни, губительный разрыв между внешностью и сущностью в творчестве Бодлера — доминирующие темы в поэзии символистов.
Символизм в творчестве Бодлера