Синквейн по «Котловану»?
Предлагаем вашему вниманию очень необычный материал. Он посвящен приему, который редко применяется в школьной практике, но, как кажется, таит в себе большие возможности. Прежде всего, его хочется немедленно опробовать на уроках в младших и средних классах — к этому толкает его явно игровая природа.
Но автор статьи убеждает нас и в том, что прием этот работает среди старших школьников, к концу 11-го класса уже устающих от однообразия наших заданий, — и работает на весьма сложном материале.
При этом мы прекрасно понимаем опасность увлечения подобными методическими ходами в старшей школе. Наверняка найдутся учителя, для которых подобные приемы абсолютно неприемлемы. Хотелось бы услышать их мнение на этот счет.
Думаем также, что идея делиться друг с другом небольшими методическими находками, «мелочами», может оказаться очень полезной и плодотворной для нашего общего практического дела.
Синквейн — один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. «Сinq» во французском языке значит пять. Синквейн — это пятистрочная строфа.
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк:
1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка — три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка — короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка — синоним ключевого слова .
Способность резюмировать прочитанное, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления.
Обращение к синквейну с целью интерпретации учащимися повести А. Платонова «Котлован» не лишено риска. Одно из сложнейших для восприятия произведений русской литературы ХХ века — и сочинение из пяти строк? Есть ли какая-то целесообразность в использовании данного приема?
Учащимся 11-го класса на заключительном этапе изучения повести было предложено написать синквейн с целью интерпретации смысла названия повести «Котлован». Итак, первая строка синквейна — слово Котлован ; вторая — два определения к этому существительному; третья строка включает три глагола; четвертая — умозаключение, вывод к написанному выше; пятая — синоним к слову Котлован либо слово, раскрывающее его смысл, образную оценку. Рассмотрим отдельные работы.
Котлован. Глубокий, черный. Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий Дом — рыть могилу. Бездна.
Синквейн обнаруживает понимание метафорического смысла названия повести.
Котлован. Огромный, глубокий. Копать, надеяться, умирать.
Надежда на светлое будущее. Могила.
В работе акцентируется трагический диссонанс между утопической мечтой и реальными результатами строительства.
Котлован. Сырой, бездонный. Разрушает, толкает в бездну, несет гибель.
Земля растерзана фанатиками идеи. Могила.
Котлован. Страшный, бездуховный. Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное — бездумная вера. Крах.
Для авторов этих синквейнов особо значимым оказался мотив бездумного фанатизма, присущего сознанию тоталитарной эпохи. Очевидно понимание учениками глобальности социальной катастрофы.
Данные работы объединяет проникновение в смысл повести, ее символику, осознание читателями строительства общепролетарского дома как духовного, социального тупика, трагическая оценка происходящего. Вместе с тем в каждом из сочинений обнаруживается индивидуально-личностное понимание смысла произведения. При всем лаконизме синквейны образны, метафоричны, эмоциональны, экспрессивны — черта редкая для сочинений старшеклассников.
Очевидно, что синквейн явился способом «образного обобщения» , синтеза эмоционально-образного восприятия и понимания смысла повести.
Мы обратили внимание на то, что, интерпретируя смысл названия повести, учащиеся интуитивно обозначают понятия, сущностные для художественного мира Платонова. Например, это мотивы пустоты, тишины, безмолвия, которые в условиях школьного изучения повести не были предметом вербального анализа на уроках. К. Баршт, комментируя символику энтропии в творчестве А. Платонова, замечает: «Пустота вне человеческого тела в мире платоновского романа означает вовсе не отсутствие в нем вещества, но активную отрицательную энергетику мертвенности, интенсивно взаимодействующую с окружающей средой и гибельно действующую на человека»
Синквейн по «Котловану»?