Синтаксический анализ предложения (обобщение)
Задание:
Укажите верную характеристику предложения (предло
Жение указано).
Аналитический отчет ФИПИ:
«…Неумение отличить главные
Члены предложения от второстепенных часто не позволяет экзаме
Нуемым опознать предложение как структурную единицу и правильно определить количество грамматических основ в сложном
Предложении…»
Синтаксический анализ предложения следует начинать с выделения грамматической основы. Классификация предложений
Простые | |
Двусоставные | Односоставные |
Грамматическая основа — подлежащее и сказуемое. Великий Александрийский маяк Был построен В 2Н0 году до Нашей Зры. | Грамматическая основа — либо подлежащее (назывное предложение), либо сказуемое (определенно-личное, неопределенно-личное, безличное предложения). Лунная Ночь. Амазонку По праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса. Люблю смотреть на звезды и т. п. |
Сложные | ||
Союзные | Бессоюзное | |
Сложносочиненное | Сложноподчиненное | |
Сое гот из равноправных по смыслу простых предложений. СВЯЗаННЫХ СОЧИНИ 1СЛЬ — Ной связью с помощью сочинительных союзов. Па Амазонке сосредоточено около трети’всех лесов пан/ей планеты, и вся )пю гигантская зеленая масса про- | Состой! из главного предложения и зависимого от нега придаточного (-ых), связанного (-ых) с главным подчинительной связью с помощью союзов или союзных слов. (От главного предложения к придаточному можно задат ь вопрос) | Состоит из предложений, связанных по смыслу и интонационно без помощи союзов или союзных слов. По велению царя на колоннах высотой 25 метров были созданы четырехъярусные сады: на плиты гранита постлали ка- |
Союзные | Бессоюзное | |
Сложносочиненное | Сложноподчиненное | |
Изводит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений. | Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царем Навуходоносором (как и м?), который создал их из любви к своей супруге. | Мыш, залили асфальтом, покрыли свинцом, сверху насыпали слой земли. |
С Разными видами связи (союзной и бессоюзной): Родной дом существует, пока тепел очаг; Это тепло равносильно душевному. С падением Римской империи костер на маяке потух, от землетрясений в XIV Веке обвалилась верхняя часть башни, но фундамент оказался прочнее. |
Вот пример подобного задания: (1)Наверное, никто не будет спорить, что дом, полный цветов, всегда уютен, в нем спокойно и надежно, обилие цветов радует глаз, согревает душу. (2)Но вот мало кто знает, почему так происходит. (З)Почему цве ты так действуют на наше настроение? (4)Оказывается, цветы умеют поглощать негативную ауру, выделяя флюиды радости и счастья. (5)Вы, возможно, не раз замечали, что у одних людей цветы всегда хорошо рас тут и постоянно цветут, а у других — чахнут и погибают. (6)Все дело в том, что если в квартире живет хотя бы один недоброжелательный чело век, то цветы просто становятся не в, состоянии перерабатывать всю негативную энергию, от него исходящую. (7)Но, помимо всего прочего, у разных цветов есть еще и своя магия. (8) Розы, хризантемы, ромашки, герань, лютики, даже простые одуванчики — все цветы обладают уникальной способностью улучшать самочувствие и настроение, создавать благоприятную атмосферу в доме. (9) Займитесь разведением цветов, и Вы почувствуете, как преобразится мир вокруг вас.________ А9. Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста. 1) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью 2) сложносочиненное 3) простое с обособленными членами 4) сложноподчиненное Итак, рассмотрим Первый
Вариант ответа: проверим, сложное ли это предложение.
В нем четыре грамматических основы (сразу убираем Третий
Вариант), причем первое и второе предложения связаны подчинительной связью (убираем Второй
Вариант): Никто не будет спорить (о чем?), Что…. Второе и третье
Простые предложения, равно как и Третье с четвертым,
Связаны бессоюзной связью (убираем Четвертый
Вариант). Следовательно, правильный ответ — 1. А9.
Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. 1) простое с однородными членами 2) бессоюзное 3) сложное с разными видами связи 4) сложноподчиненное Первое, на что следует обратить внимание, — союзное слово Почему,
С помощью которого связаны два простых предложения — главное и придаточное: Мало кто знает (что?), Почему так происходит. Таким образом, правильный ответ — 4. А9. Укажите верную характеристику восьмого (8) предложения текста.
1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью 2) сложноподчиненное 3) простое осложненное 4) сложносочиненное В предложении есть тире: оно стоит после однородных подлежащих перед обобщающим словом в предложении с одной грамматической основой: Розы, хризантемы, ромашки, герань, лютики, даже простые ОдуванЧики— Все цветы Обладают
Уникальной Способностью улучшать
СамоЧувствие и настроение, Создавать
Благоприятную атмосферу в доме. Это простое предложение с однородными подлежащими и сказуемыми, следовательно, правильный ответ— 3. А9. Укажите верную характеристику девятого (9) предложения текста. 1) простое с деепричастным оборотом 2) бессоюзное 3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью 4) простое, осложненное обособленными членами Выделим грамматические основы: Займитесь — сказуемое в односоставном определенно-личном предложении; (И) Вы почувствуете — грамматическая основа второго предложения, Преобразится мир — третьего.
Между первым и вторым предложением союз И Указывает на сочинительную связь, а союз Как — на подчинительную. Из всех вариантов выбираем правильный — 3.
Синтаксический анализ предложения (обобщение)