Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
Михаил Афанасьевич Булгаков — писатель сложный, но в то же время, ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Роман открывается образом 1918 года, символическим звездным напоминанием о любви и войне . Читатель входит в дом Турбиных, где есть высокая культура быта, традиций, человеческих отношений.
В центре произведения семья Турбиных, оставшаяся без матери, хранительницы очага. Но эту традицию она передала своей дочери — Елене Тальберг. Молодые Турбины, оглушенные смертью матери, все же сумели не потеряться в этом страшном мире, смогли остаться верными себе, сохранить патриотизм, офицерскую честь, товарищество и братство. Обитатели этого дома лишены высокомерия, чопорности, ханжества, пошлости. Они радушны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы к нарушениям порядочности, чести, справедливости.
Дом Турбиных, в котором живут добрые, интеллигентные люди — Алексей, Елена, Николка — символ высокодуховной гармонической жизни, основанной на лучших культурных традициях предшествующих поколений. Этот дом «включен» в общенациональное бытие, это оплот веры, надежности, жизненной стабильности. Елена, сестра Турбиных, — хранительница традиций дома, в котором всегда примут и помогут, обогреют и усадят за стол.
А дом этот не только гостеприимный, но еще и очень уютный. Революция и гражданская война вторгаются в жизнь героев романа, ставя каждого перед проблемой нравственного выбора — с кем быть? Замерзший, полуживой Мышлаевский рассказывает об ужасах «окопной жизни» и предательстве штаба. Муж Елены, Тальберг, забыв о долге русского офицера, тайно и трусливо бежит к Деникину. Петлюра окружает город.
В этой непростой ситуации трудно сориентироваться, но герои Булгакова — Турбины, Мышлаевский, Карась, Шервинский — делают свой выбор: они идут в Александровское училище, чтобы готовиться к встрече с Петлюрой. Понятие чести определяет их поведение. Герои романа — семья Турбиных, их друзья и знакомые — тот круг людей, которые сохраняют исконные традиции русской интеллигенции. Офицеры Алексей Турбин и его брат юнкер Николка, Мышлаевский, Шервинский, полковник Малышев и Най-Турс выброшены историей за ненадобностью. Они еще пытаются сопротивляться Петлюре, исполняя свой долг, но генштаб их предал, во главе с гетманом покинув Украину, отдав ее жителей на откуп Петлюре, а затем немцам.
Исполняя свой долг, офицеры пытаются беречь юнкеров от бессмысленной гибели. Малышев первым узнает о предательстве штаба. Он распускает созданные из юнкеров полки, чтобы не проливать бессмысленно кровь.
Очень драматично показал писатель положение людей, призванных защищать идеалы, город, отечество, но преданных и брошенных на произвол судьбы. Каждый из них по-своему переживает эту трагедию. Алексей Турбин едва не гибнет от пули петлюровца, и лишь жительница предместья Рейс помогает ему уберечься от расправы бандитов, помогает ему спрятаться. Николку спасает Най-Турс.
Николка никогда не забудет этого человека, истинного героя, не сломленного предательством штаба. Най-Турс ведет свой бой, в котором погибает, но не сдается. Кажется, что Турбины и их круг погибнет в этой круговерти революции, гражданской войны, бандитских погромах…
Но нет, они выстоят, так как есть в этих людях нечто, способное оберечь их от бессмысленной гибели. Они мыслят, мечтают о будущем, пытаются найти свое место в этом новом мире, так жестоко отторгнувшем их. Они понимают, что Родина, семья, любовь, дружба — это непреходящие ценности, с которыми человек не может расстаться так просто. Центральным образом произведения становится символ Дома, родного очага. Собрав в него героев накануне Рождества, автор задумывается о возможной судьбе не только персонажей, но и всей России.
Составляющими пространства Дома становятся кремовые шторы, белоснежная скатерть, на которой расположены «чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок», зеленый абажур над столом, печка с изразцами, историческими записями и рисунками: «Мебель старого и красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые… лучшие на свете шкафы с книгами — все семь пышных комнат, воспитавшие молодых Турбиных…» Малому пространству Дома противопоставлено пространство Города, где «воет и вьет вьюга», «ворчит встревоженная утроба земли». В ранней советской прозе образы ветра, метели, бури воспринимались как символы ломки привычного мира, общественных катаклизмов, революции. Роман заканчивается оптимистической нотой. Герои на пороге новой жизни, они уверены, что самые трудные испытания остались позади.
Они живы, в кругу семьи и друзей обретут свое счастье, неотделимое от новой, пока еще не совсем ясной будущей перспективы. М. А. Булгаков оптимистично и философски торжественно заканчивает свой роман: «Все пройдет, страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет.
А вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? почему?»
Система образов в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»