Система организации учебного процесса с привлечением синтеза видов искусств
Поскольку методика преподавания Зарубежной литературы еще недостаточно системно обработала прием использования синтеза искусств на уроке, четких и выверенных на практике рекомендаций не подает учителям, каждый из нас своими силами старается формировать умение и привычки учеников «читать» художественные произведения, обогащать их речь искусствоведческой лексикой, строить собственные монологические высказывания описательного характера и вместе с тем приобщать молодежь к казне мировой культуры, помочь ей реализовать творческие способности, заложенные в каждом лице, выработать стремление к самосовершенствованию.
Наиболее распространены такие виды уроков, на которых уместной является работа учителя и учеников с разными видами искусств: интегрированный урок, урок творческого чтения, урок культурологического анализа, урок-исследование, урок — литературно-музыкальный салон, урок-выставка, урок развития творческих способностей, урок-презентация исторически-культурной эпохи, урок-«диалог культур», урок-импреза и т. п.
Но образцы разных видов искусства можно использовать и на обычном уроке, где возникает потребность подкрепить слово образом, выделить существенные моменты усваиваемого, дополнить впечатление детей об уже увиденном, услышанном, создать ситуации для общения и на основе этого работать над обогащением постоянного уровня знаний учеников.
С целью создания системы художественного развития школьников нужно привлекать их к художественно-творческой деятельности. При этом нужно учитывать специфику восприятия каждым из них того или иного вида искусства и индивидуальные вкусы и наклонности детей.
Оказывается, иллюстрация помогает понять характер героев литературы, развитие личности осуществляется именно через их восприятие. А восприятие тесно связано с пониманием-проникновением в суть художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял ребенок.
Известно, что понимание художественного образа как единства конкретного и общего проходит у ученика на основе ряда ассоциаций, постоянного сравнения собственного опыта, своих представлений, понятий, чувств с теми чувствами, представлениями и понятиями, которые заложены в содержании отдельных художественных образов. При восприятии и постижении художественного образа оживают все пласты памяти, развивается ассоциативное мышление, возбуждается чувство.
Результатом этого является не только усвоение увиденного и прочитанного, а и осознанное отношение к произведениям искусства. Целью работы учителя с образцами изобразительного искусства является организация правильно построенного их восприятие, ведь рассматривание иллюстрации может идти не только от композиционного центра или фигур переднего плана. Так вот рассказ учителя о картине или иллюстрации должен основываться на ее композиционном построении, которое будет оказывать содействие логически обоснованному процессу рассматривания картины и формированию целостного представления о ней.
Когда ученик впервые встречается с иллюстрацией к конкретному произведению, начинается удивительный, но сложный по своей природе процесс корреляции — наложение пространственно-временных представлений писателя, художника и представлений ученика. Каждый вопрос, адресованный ученикам по поводу увиденного, делится на две части. Анализ иллюстрации или репродукции картины, что отличает, по вашему мнению, этого человека от других? Насколько сложный, гармонический, целостный и своеобразный внутренний мир (душа) человека, который изображен на портрете?
Образец ответа.
Леонардо да Винчи. Автопортрет. Нет, не может быть жизни более страстной, более огненной, чем жизнь этого человека. Леонардо да Винчи сознавал всеохватывающий характер своего ума и художественного гения. Шаг за шагом, подчиненная увлечением, его исследовательская мощь прокладывала себе путь во всех сферах знаний, среди темных сил к свету. Впечатляюще искусство Леонардо, на котором лежит печать тайны. Снова и снова проверял он свое творческое могущество — от юности до самой смерти.
Он был живописцем, скульптором и зодчим, музыкантом и поэтом, теоретиком искусства, театральным постановщиком, баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Леонардо рисовал с натуры или создавал образы, рожденные его фантазией. Но рисовал он и себя. Вот он на склоне лет. Разве не вызывает этот старец сочувствие или жалость? Главное в его изображении — не портретная похожесть с оригиналом, не четкость в изображении каждой детали, а характер личности. Во взгляде его пронзительное могущество, хотя сжатые губы и общее выражение лица выдают то ли горечь, то ли усталость.
Перед нами воплощение достоинства, проникновенного ума, благородства, внешней и внутренней красоты, духовного и жизненного опыта. А еще в глазах этого мужчины скрыто одиночество. Ведь великий Леонардо, отдав себя науке и искусству, был одиноким. Создать впечатление живого человека помогло художнику его знаменитое «содумато» — «дымчатая светотень». Внимание зрителя привлекают в первую очередь глаза и благородная седина. Покой и уверенность в том, что жизнь прожита не напрасно — вот что читается в них. Совершенный дух в стариковском теле. По свидетельству биографа Леонардо да Винчи Вазари, он «своей внешностью, которая представляет высшую красоту, возвращал ясность и каждой печальной душе».
Система организации учебного процесса с привлечением синтеза видов искусств