Система персонажей повести «Котлован»
Фамилия главного героя «Котлована» Вощев сразу же обращает на себя внимание читателя. Грамматически это типично русская фамилия, оканчивающаяся на — ев. Лексически — конгломерат разнородных значений, угадываемых на слух. Возможно, фонетически фамилия Вощев связана со словами «вообще» или «вотще».
Интересно, что оба «значения» фамилии героя реализуются в повести. Вощев ищет смысл общего существования , однако его собственные поиски истины и стремление приблизиться к некому идеалу, остаются тщетными. Имя главного героя словно направляет читателя и, в то же время, «впитывает» значения контекста, наполняясь новыми оттенками смысла. В прозе Платонова почти отсутствуют портретные характеристики, его герои обитают в мире без интерьеров и материальных подробностей. Место портрета занимают приблизительно такие описания: у Козлова было «мутное однообразное лицо» и «сырые глаза», у Чиклина — «маленькая каменистая голова», у пионерок на лицах остались «трудность немощи ранней жизни, скудость тела и красоты выражения», у мужика, прибежавшего из деревни, были глаза «хуторского, желтого цвета».
Нереальный момент повести — Чиклин и Прушевский, некогда знавшие мать Насти, вспоминают ее не по чертам лица, но по ощущению поцелуя, бережно хранящемуся в их памяти. Платонов складывает портрет героя не из конкретных черт лица, а из едва уловимых его выражений. Для писателя важна не отдельная внешняя деталь, но внутренний смысл целого. Изредка появляются предметные подробности, воспринимающиеся как неожиданный диссонанс, так как они слишком материальны в «прозрачном» пространстве платоновского текста. Так же, как и фамилия Вощев, имя Настя в контексте повести наполняется глубоким смыслом.
С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая». В повести все действия героев пронизаны ощущением будущего воскрешения мертвых. Главный герой «Котлована» Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безвестности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, который они так и не узнали. Собирая «утильсырье», он имеет в виду грядущее одухотворение ветхой, устаревшей материи: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!» Однако именно смертью Насти — «воскресшей» — завершается повесть.
Драматический диссонанс имени и судьбы ребенка — логический итог «общего дела» строителей Котлована — миража.
Система персонажей повести «Котлован»