Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Действие пьесы «Гроза» А. Н. Островского открывается образом Кулигина, фамилия прозрачно намекает на реально существовавшего человека — Кулибина, механика — самоучку. Кулигин — натура поэтическая, мечтательная. Неслучайно он появляется, распевая народную песню «Среди долина ровныя».
Из всех персонажей «Грозы» только он и Катерина способны видеть и чувствовать красоту природы. Кулигин говорит Кудряшу: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день на Волгу гляжу и все наглядеться не могу!…Вид необыкновенный! Красота!
Душа радуется». Кулигин осознает, насколько жестокие порядки царят в Калинове, дает меткие характеристики «хозяевам» Калинова, с осуждением говорит об их непорядочности, жадности: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба».
Этот человек располагает к себе, он начитанный, наблюдательный. Кулигин — единственный, кто понимает Катерину, способен оценить ее духовную красоту: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите!
Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Настоящими хозяевами города являются купцы Дикой и Кабаниха. Дикой — грубый и страшный человек. Он держит в страхе всех: домочадцы прячутся от его гнева на чердаке, тетка умоляет с утра домочадцев «не рассердить» грозного хозяина. С мужиками, которые на него работают, Дикой обращается, как со скотом, без малейшего смущения заявляет: «Захочу — помилую, захочу — раздавлю».Никто из мужиков, считает Дикой, не смеет даже заикнуться о жалованье.
Смысл жизни Дикого — приобретение денег. Я думаю, ради них он бы пошел на убийство человека… Под стать Дикому Кабанова. Купчиха полностью подчинила себе сына Тихона.
Живет Кабаниха, согласуясь с теми нравами, обычаями, которые давно устарели. По мнению этой женщины, отношения в семье должны строиться на чувстве страха. Младшие члены семьи обязаны подчиняться старшим, пусть даже они не правы.
Жена, полагает Кабаниха, есть рабыня своего супруга, его собственность. Какой смысл вкладывает купчиха в понятие «уважать»? Уважать — значит подчиняться, трепетать… Когда Катерина провожает мужа в поездку, свекровь заставляет ее выть.
От сына Кабаниха требует, чтобы он бил жену. У Кабанихи двое детей. Дочь зовут Варвара. Она еще не замужем. Варвара, не желая подчиняться матери, жить в тюрьме с красивым названием «родной очаг», убегает из дома.
Благодаря матери, Варвара выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «Можно делать все, что угодно, лишь бы все шито — крыто было». Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»,- робко говорит он матери.
Тихон никогда не ропщет, не протестует. И все — таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах — боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения…Он так и будет «мучиться»… Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит.
Ради денег он терпит унижения, оскорбления. Конечно, самый яркий, запоминающийся образ пьесы — Катерина. В родительском доме она жила «как птичка», ее холили, лелеяли, Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, где брань, грубость — обычные явления. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью…
Ее сожаления по поводу того, что человек не летает так, как птицы, объясняются тем, что ей тяжело в этом доме-тюрьме… Катерина — нравственно чистая женщина. Именно поэтому пробудившееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Она всей душой хочет быть чистой, безупречной.
Мне кажется, в том, что ее потянуло к Борису, в какой-то степени виновата свекровь. Если бы ей было хорошо в доме мужа, если бы она ощущала поддержку мужа, доброе отношение свекрови, она бы не совершила этот грех. Я считаю, что Катерина погибает, потому что не может примирить свою совесть с любовью не к мужу, а к другому человеку.
Кроме того, она не может и не хочет жить в «тюрьме». Остаться жить для Катерины — отказаться от человеческого достоинства.
Система персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»