Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
Заключительный урок в 6-м классе
Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!
Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы поймем нечто важное.
Поздоровайтесь со мной по-тетеревиному!
— Ши!
— А как по-тетеревиному «солнце»?
— Чуф!
— Что ж, знание текста радует. Это поможет нам разобраться в теме сегодняшнего урока.
Знакомство с темой и эпиграфом
Сегодня нам предстоит понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остается человеком и в трудной ситуации.
М. М. Пришвин по специальности был агрономом, а значит, хорошо знал все, связанное с растениями, ботанику. У ботаников есть термин — «разнотравье». Он относится к цветущим лугам, где десятки разнообразных и веселых цветов.
Думается, что каждый из вас видел такой луг и легко может себе его представить. Мне кажется, что прозу М. М. Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского языка». К. Паустовский говорил, что «слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы».
Приглашаю вас полюбоваться словом как частью этого «цветущего луга». Для этого выполним задания.
Задание для одной половины класса:
Найти в тексте или вспомнить слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание для второй половины класса:
Найти в тексте сравнения и олицетворения.
Задания выполняются одновременно, ответы заслушиваются поочередно. Ребята могут помогать друг другу.
— Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чем это говорит?
— Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?
Теперь вы сможете использовать эти изобразительно-выразительные средства в своих сочинениях и написать их так же интересно, как М. Пришвин. Или почти так.
Разминка
Встаньте, пожалуйста. Представьте себе, что вы березки, елочки, дубы в пришвинском лесу. Потянитесь, листочками помашите.
Давайте повторим путь Насти и Митраши. Но сначала выберем двух учеников, которые начертят нам схему этого пути. Помните сказочный камень? Что на нем было написано?
А дальше знание текста и сообразительность помогут вам изобразить маршрут Насти и Митраши. На их тропах коротко напишите, что им пришлось преодолеть.
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные, любящие друг друга. Докажите это текстом.
— Что произошло потом?
— Какие трудности встретились на их пути?
— Думал ли Митраша в это время о Насте?
— А как вы догадались об этом? Ведь в тексте напрямую об этом не написано.
Психологи считают, что в экстремальных ситуациях выживает тот человек, который знает, что ему нельзя погибнуть, потому что где-то там мать, сестра, дочь, которые очень его любят и которых любит он.
— Вернемся к Насте. С какими трудностями сталкивается она?
Докажите это текстом.
— Что помогло Насте опомниться?
— Пень и змея — часть живой природы. И именно природа вернула Насте человеческий облик. Что сделала Настя, когда опомнилась?
— А теперь давайте сделаем вывод: что же поняли Дети? В чем правда жизни? Кто остается человеком в любой жизненной ситуации?
Сочинение-миниатюра
Темы:
1. Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
2. Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?
Тему миниатюры ребята выбирают по желанию.
В конце урока можно прочитать несколько сочинений, они, как правило, бывают очень хорошими, и читать их — одно удовольствие.
Домашнее задание «для души». Задумайтесь о том, как вы относитесь к маме, папе, сестре, брату. Скажите им ласковое слово.
Пообщайтесь с братьями нашими меньшими.
Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца»