Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности
Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города». Параллели сказки «Медведь на воеводстве» (1884) и романа «История одного города»: Лесная трущоба — город Глупов; Топтыгин, Осел, Лев — градоначальники; Лесные мужики — глуповцы.
Справка из словаря С. И. Ожегова: Трущоба — а) труднопроходимое место (лес, бурелом); Б) глушь, захолустье, а также грязная, тесно застроенная часть города, обычно на окраинах, где живет беднота.
Особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина: Трущоба — это слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, — но они приобретают дополнительные нюансы. Лев — враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен.
Резолюцию «нацарапал». Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди. Почему же сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства: Лев — Александр III, Осел — Победоносцев, Топтыгин I И Топтыгин II — граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)
Можно предложить учащимся прочитать дома одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и, используя материалы урока, выполнить на выбор одно из Заданий: 1. Анализ сказки, прочитанной дома.
2. Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина. 3. Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.
Примерный план анализа сказки
Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: А) образы-символы; Б) своеобразие животных; В) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности