«Слово о полку Игореве» как литературный памятник
Задачи урока. Ввести в круг чтения и понимания учащихся памятник литературы Древней Руси; на основе «Слова о полку Игореве» дать представление о духовно-нравственном своеобразии древнерусской литературы; дать реально-исторический, смысловой , лингвистический и литературоведческий комментарий к «Слову о полку Игореве»; формировать навык работы с текстом художественного произведения.
Материалы к уроку. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные учениками; таблица «Генеалогическое древо рода князей Рюриковичей»; географическая карта Древней Руси; дидактический материал; текст «Слова о полку Игореве».
Этапы урока
I. Слово учителя. Вопросы к ученикам.
Русской литературе почти тысяча лет. Из них семьсот лет — древнерусской литературе. С отдельными произведениями древнерусской литературы мы с вами уже познакомились.
Я приведу цитаты. Назовите произведения, из которых эти цитаты взяты.
1. Был един народ славянский… и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь .
2. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова .
3. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран .
4. Приготовьте князю вашему баню, и пусть он смажет этим струпы и язвы на теле своем. А один струп пусть оставит несмазанным. И будет он здоров! .
5. О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена .
6. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы .
II. Учитель. Последняя цитата из «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — литературный памятник. Цель сегодняшнего урока: учимся читать произведение древнерусской литературы в поэтическом переложении, а также анализировать его отдельные элементы.
— Какому событию из жизни Древней Руси посвящено «Слово о полку Игореве»?
III. Ученикам предлагается иллюстрация-коллаж, воспроизводящая сюжет «Слова о полку Игореве». Цель использования такого вида наглядности — помочь ученикам воспроизвести содержание произведения в сюжетной последовательности.
Берется для иллюстрации 10-12 фрагментов.
IV. Учитель. Перед вами иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные ученицей 9-го класса. Зачитаем из текста произведения строчки, которые соответствуют содержанию иллюстраций.
Цитаты должны звучать в сюжетной последовательности.
V. Работа с картой Древней Руси . На этой карте — родная земля, Киев, вассальные княжества, периферийные географические объекты, «земля незнаема». Какие реки, города, отмеченные на данной карте, упоминаются в «Слове о полку Игореве»?
VI. Упражнение «Найти четвертое лишнее». Обосновать свое мнение.
№ 1
1. Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда Божьего не миновать.
2. Игорю-князю Бог путь указывает.
3. Здраве будьте, князья и дружина, борясь за христиан против нашествия поганых.
4. Погибало достояние Даждьбожа внука.
№ 2
1. Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал; встрепенулся див, кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле незнаемой.
2. Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
3. Дятлы стуком путь кажут к реке, да соловьи веселыми песнями рассвет возвещают.
4. Не такова река Стугна: юношу князя Ростислава заключила.
№ 3
1. Игорь к Дону вои ведет.
2. Идти дождю стрелами с Дону великого.
3. Половцы идут от Дону, и от моря, и со всех сторон…
4. О Днепр Словутич, ты пробил каменистые горы сквозь землю Половецкую!
VII. Работа по группам. Класс делится на четыре группы, которые по очереди отвечают на вопросы, подготовленные их товарищами и направленные на реально-исторический, лингвистический, литературоведческий и смысловой комментарий.
Чтобы ученики сориентировались, какие вопросы они могут задавать той или иной группе, командир группы перед началом устной работы вытягивает билетик, на котором определено задание.
Примерные вопросы
I
1. Когда князь Игорь выступил в поход?
2. Кто такой Боян?
3. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? ; Во время отступления и переправы через реку Стугну в 1093 году в ней утонул младший брат Владимира Мономаха Ростислав Всеволодович.)
4. В тексте сказано, что «Игорь-князь во злат стремень вступает». Почему именно у Игоря золотое стремя?
5. Почему перед походом «трубы трубят»?
6. Почему «луки их натянуты, колчаны отворены»?
7. «В Новеграде трубы громкие трубят». Какой Новеград имеется в виду?
8. Где находится Курск?
II
1. Объясните смысл фразы «Слышен свист звериный».
2. В произведении есть словосочетание «по былинам сего времени». Что означает эта фраза в контексте «Слова о полку Игореве»?
4. Что значит выражение «потопташа поганые полки половецкие»?
5. Объясните значение слова «поганые».
6. «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов». Какими предметами вымостили болота?
7. Перевести на современный язык — «стоят стязи».
8. Что значит выражение «вступить в стремень»?
III
1. Объяснить смысл фразы «Родились под трубами, росли под шеломами».
2. Объяснить значение символа «Тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра».
3. Какие произведения назывались «словом»?
4. Объяснить смысл метафоры: «Говор галок в роще пробудился, соловьиный щекот приумолк».
5. Почему обращение Ярославны к силам природы названо плачем? (Плач — старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках, свадьбе. Автору особенно дорога женщина в ореоле страданий. Все русские женщины разделяют скорбь по князю Игорю и его воинам.
С выразительными заклинаниями обращается жена Игоря к силам природы. Сразу же после магических заклинаний Ярославны поэт рисует князя Игоря и его побег. Наверно, это неслучайно.)
6. Что значит выражение: «Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево»?
7. Объяснить значение слова «аминь».
8. Как развивается в «Слове…» мотив борьбы тьмы и света?
IV
1. Почему солнце прикрывает тьмою воинов Игоря?
2. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца»?
3. Как понимать выражение: «Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве»?
4. Почему автор произведения вспоминает времена Трояна и времена Ярослава?
5. Святослав узнает о трагедии из вещего сна. Толкуя сон князя, бояре произносят: «А готские девы поют у синего моря, звенят русским золотом. Поют они время Бусово, в сердце месть Шарукана лелея».
Кто такие готы и почему они радуются поражению Игоря?
6. Почему автор упоминает о том, что «Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей?»
Домашнее задание. Составить по тексту «Слово о полку Игореве» две-три задачи «Четвертое — лишнее».
«Слово о полку Игореве» как литературный памятник