«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы
Удивительным и уникальным памятником мировой литературы является «Слово о полку Игореве». Эпоха, к которой принадлежит это произведение, была полна противоречий. С одной стороны, в XII-XV веках происходило бурное развитие не только литературы, но и других искусств: живописи, архитектуры и т. д. С другой стороны, именно на этот период приходится распад Русского государства на самостоятельные княжества, который характеризовался междоусобными войнами князей и ослаблением Руси как единого целого.
«Слово о полку Игореве» пронизано идеей необходимости единения князей, прекращения междоусобиц, которые привлекали на русскую землю ненасытных половцев. Однако, в отличие от большинства произведений, созданных в тот период, «Слово о полку Игореве» — не летопись, а первое в мировой литературе художественное произведение, отражающее реальные исторические события, и в этом его особая ценность.
Интересна, но драматична судьба этого произведения. В конце XVII века знаток русской древности граф А. И. Мусин-Пушкин обнаружил в единственном экземпляре сборник древних рукописных текстов, среди которых было и «Слово». Мусин-Пушкин в это время работал в Спасском монастыре Ярославля и всячески способствовал тому, чтобы замечательная находка была напечатана.
В 1800 г. «Слово о полку Игореве» было издано впервые. А еще через несколько лет, в 1812 г., подлинник рукописных текстов сгорел во время пожара в Москве. Теперь же в качестве первоисточника мы можем использовать лишь рукописную копию и первый печатный текст.
«Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г. Этот поход закончился поражением отрядов Игоря, а «Слово» было написано под свежим впечатлением от этого поражения. Не удалось Игорю дойти до Черного моря и вернуть Руси земли, когда-то ей принадлежавшие. Одержав победу, половцы ранили и пленили Игоря Святославовича, что принесло земле Русской великое горе и несчастье.
Однако князю удалось бежать из плена, и он благополучно вернулся домой.
Поскольку «Слово» было написано вскоре после событий похода Игоря, автор рассчитывал на точное знание читателями обстоятельств этого похода. Поэтому в повествовании не соблюдается строгая последовательность событий, а фрагментарность изложения создает определенную сложность для восприятия. Однако даже такое необычное построение не может уменьшить «все обаяние живого, устного слова — слова горячего, убеждающего, полного самой искренней, самой задушевной и сердечной любви к родине» . Невзирая на поражение, народ поет славу вернувшемуся из плена Игорю, потому что его исходным желанием была защита Руси.
Одобрение автора вызывает и мужество Игоря в бою, верность брату, неудержимое стремление из плена на родину. И все же мы понимаем, что даже если лучшие из князей-защитников, наделенные силой и доблестью, бесконечной любовью к родине не могут отдельными выступлениями защитить государство от половцев, то объединение разрозненных усилий становится необходимым.
Уникальность «Слова» проявилась и в том, что здесь впервые в мировой литературе автор не только четко выразил свое отношение к событиям и героям, но и художественно описал мысли, характеры, переживания героев. Можно проследить влияние, которое «Слово» оказало на всю последующую литературу. Образы героев, созданные с помощью поэтичных, ярких и красивых эпитетов, и сейчас волнуют воображение современного читателя, а сила и лиричность образа Ярославны — любящей жены Игоря — послужили прообразом многих героинь русской, белорусской и украинской литературы.
Не единожды вдохновляло «Слово» не только поэтов и писателей, но и оставило свой след в живописи и музыке.
Таким образом, произведение, написанное в XII веке, служит образцом и вдохновляет современное искусство и, наверняка, не утеряет своего значения для искусства будущего.
«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы