Слово в сказочной повести Дж. Даррелла «Говорящий сверток»
Я работаю учителем в детском санатории «Лесная поляна» г. Мирный. В школе обучаются Дети, прибывшие на лечение из городов и поселков нашей области. Заезд длится 21 день. Педагогу при подготовке занятия надо учесть состояние здоровья учеников, уровень их подготовки, сформированность умений и навыков, особенности учебных комплексов, по которым занимались дети.
А главное — так построить урок, создать такую обстановку, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, мог максимально проявиться. В этом ученикам помогают рабочие материалы к уроку, которые содержат различную справочную информацию . Предлагаю вашему вниманию один из уроков, построенных с использованием таких материалов.
— Сегодня у нас урок развития речи. А о чем пойдет речь на уроке, вы сейчас узнаете. Для этого разгадайте кроссворд, который находится в рабочих материалах, лежащих у вас на партах. Какое слово прочитывается в кроссворде по вертикали?
— Сегодня речь пойдет именно о слове. На прошлом уроке развития речи мы узнали, что словом можно рисовать, создавать целые словесные картины, образы. Что еще может слово?
Какова его роль в художественном тексте? Вот что нам предстоит узнать. Для этого внимательно вглядимся в текст произведения.
— Дома вы прочитали главу, и, наверное, всем запомнился мистер Жаб. Чем запоминается человек, которого вы не видели, а слышали?
— Давайте прочитаем реплики Этельреда. Теперь обратимся к рабочим материалам. Посмотрите, какие слова, выражения употребляет мистер Жаб чаще всего?
— Повторяет ли он одни и те же слова?
— Всегда ли он знает значение тех слов, которые употребляет?
— Давайте предоставим слово ребятам 3-го ряда. Дома они выписали из текста главы незнакомые слова и установили их значение.
Учащиеся зачитывают слова и их лексическое значение. Например:
Банкир — владелец банка.
Цилиндр — высокая шляпа, которую носили в XIX веке люди состоятельные, знатные.
Нейрохирург — врач, лечащий заболевания нервной системы.
Инкогнито — под вымышленным именем.
Шпион — тайный агент, выведывающий сведения, составляющие государственную тайну.
— Богатый ли у мистера Жаба активный словарь? Много ли слов он использует в речи?
— А сейчас проведем словарную работу. С помощью «Словаря русского языка» С. И. Ожегова установите значение слова «лексикон». . 2. Запас слов, лексика .)
— В ваших рабочих материалах есть высказывание академика Д. С. Лихачева. Давайте прочитаем его. Как вы понимаете это высказывание? (Учащиеся говорят, что речь человека может служить его характеристикой, может рассказать о его интересах, образовании, Профессии.
А чтобы говорить правильно, надо учиться. Хорошая речь — правильная, соответствующая нормам, правилам орфоэпии, грамматики.)
— Что вы можете сказать о мистере Жабе, который так говорит, так выражает свои мысли?
— Что добавляют к характеристике Этельреда следующие его высказывания:
«Если ты банкир, то, лопни мои глаза, тебе ни математики, ничего другого и ведать не требуется. Знай присматривай за чужими денежками и не отдавай нипочем, кто ни попросит, — вот и вся работа»;
«Ладно, так и быть. Я вам выдам чуть-чуть, что-нибудь такое не важное».
— Все это мы узнали, когда обратили внимание на речь Этельреда. О чем может рассказать речь персонажа?
Запись в тетрадь. Речевая характеристика — речь героя, раскрывающая его характер, привычки, наклонности.
— На доске ваши рисунки, изображающие мистера Жаба. Соответствует ли речевая характеристика Этельреда его изображению?
— А сейчас предоставим слово тем ребятам, которые дома сравнили речь Попугая и речь Этельреда.
— Благодаря чему речь Попугая так резко отличается от речи Этельреда? Чем он занимался в Мифландии? (В Мифландии все управление велось по трем Великим Управляющим Книгам: 1. Великая Книга Заклинаний. 2. Гигантский Словарь. 3. Троянский Травник. Попугай — хранитель слов.
Он ухаживал за книгами, раз в год перечитывал все книги, проговаривал слова, «проветривал» их, чтобы они не залеживались, чтобы их не забыли. Гигантский Словарь хранил в себе слова, объяснял их. А Попугай утверждал, что «единственный способ научиться говорить — обучаться у Словаря».)
— Ребята, согласны ли вы с Попугаем? Какую роль играют словари в жизни читателей?
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Я. Маршака «Словарь» .
— Так о значении слов в жизни человека, о словаре сказал поэт. Слово, речь — это средство передачи народной мудрости, основное оружие писателя, поэта. Если вы будете знать много слов, правильно пользоваться словом, чаще заглядывать в словарь, тогда перед вами откроются «подвалы слов», вы почувствуете «силу благодатную в созвучье слов живых».
— Давайте вчитаемся в слова сказки, посмотрим, что они привносят в текст. Проверим домашнее задание 1-го ряда. Учащиеся должны были выписать сравнения из текста 4-й главы: «буду нем, как могила»; «взорвется, как вулкан»; «побежишь, как кролик»; «спутанные толстой, как черные кружева, паутиной».
— Для чего нужны сравнения в тексте? Что изменится, если их убрать?
— Теперь проверяем домашнее задание 2-го ряда. .
— Как вы считаете, ребята, могут ли эпитеты раскрывать отношение автора к герою?
— Какой вывод из сказанного мы можем сделать?
Запись в тетрадь. Слово может выражать отношение автора к персонажу. Речь какого-то персонажа может передавать мысли и чувства самого автора.
— Итак, мы попытались вчитаться, вглядеться в слова в сказочной повести Дж. Даррелла. Чему же служит речь героя? Можем ли мы по каким-то словам в тексте догадаться о мыслях, чувствах автора? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на текст повести, приводя аргументы.
Учитель открывает стихотворение «Слово о словах» В. Полторацкого, записанное на доске, и читает его наизусть. Дети следят за текстом по рабочим материалам.)
— На уроках литературы и русского языка мы будем изучать правдивые, честные слова, чтобы выросли вы добросердечными, дельными, добрыми и умными людьми.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Язык — стяг, дружину водит».
Приложение
Рабочие материалы
Кроссворд
По горизонтали:
1. Одна из трех книг, похищенных Василисками.
2. Что выключил Ха-Ха в ночь спасения книг?
3. Имя морского зверя, ставшего другом ребят.
4. Коварные животные, решившие захватить Мифландию.
5. Какие существа чуть не погубили детей на острове в Поющем море?
Речь Этельреда
Ей-богу — шесть раз за время разговора с детьми и Попугаем. Лопни мои глаза — пять раз. Ух — Семь раз.
Ух ты, как начнете чесать, так не остановишь. Проснитесь, тетери! Дудки, я вам не супостат какой-нибудь!
Инкогнито, нейрохирург, заочное обучение.
Д. С. Лихачев: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, читая, изучая.
Но хоть и трудно — это надо, надо».
Словарь
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах — события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: — Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку, Век заедать, век заживать чужой… — И слов звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С. Маршак
Слово о словах
Слова бывают разные — то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть слово — утешения и слово — удушения. Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие — душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова — высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами. Так сей же не иначе, как чистыми, отборными. Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми, Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности. В. Полторацкий
Слово в сказочной повести Дж. Даррелла «Говорящий сверток»